Сосуд среднедонской катакомбной культуры из экспозиции музея был обнаружен на территории Воронежской области. Ученые отнесли его ко второй половине 3-го тысячелетия до н. э.
Катакомбная культурно-историческая общность представляла собой этнокультурное объединение эпохи средней бронзы, распространенное в степной и лесостепной полосе от Приуралья и Северного Кавказа до низовий Дуная. Изначально она была выделена как археологическая культура в 1901–1903 годах русским археологом Василием Алексеевичем Городцовым.
Среднедонская культура являлась единственной из культур катакомбной общности, носители которой продвинулись далеко на север, в лесостепь. Она состояла из двух локальных групп: правобережной лесостепной и степной. Кроме того, отдельные памятники этой культуры были изучены в бассейне Хопра, крупнейшего левого притока Дона.
Керамика среднедонской катакомбной культуры аккумулировала в себе влияния различных компонентов. Это и блок шнуровых культур, и донецкая катакомбная, и, вероятно, культуры средней бронзы Центрального Кавказа. В течение бытования прослеживалась тенденция к упрощению. В погребальном обряде было отмечено использование инокультурных форм: ростово-луганских, балановских.
Наиболее характерным проявлением керамического комплекса среднедонской катакомбной культуры исследователи считают плоскодонный горшок с выпуклыми боками и высоким раструбовидным горлом, почти неизвестный в других катакомбных культурах. Подобные сосуды могли использоваться для приготовления и хранения пищи.
В некоторых сосудах катакомбной культуры нашли кости животных, которые, предположительно, оказались там после варки бульона. Останки простейших паразитов, например эхинококка, показали, что степные жители ели печень и внутренности животных.
В почве из горшков сохранились
пыльца и фитолиты — окаменевшие растительные клетки. Многие из них удалось
идентифицировать. Полынь, рогоз и лебеду, по-видимому, использовали как
приправу для каш. Их готовили из необмолоченных зерен дикого ячменя и овсеца — в
сосудах были найдены их микрореснички. Скопление пыльцы растений позволило
предположить, что в некоторых горшках был отвар из трав (шалфея и мяты) либо
мед.