Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Экспонаты рассказывают»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Сорока (мордовский головной убор)

Время создания
конец XIX — начало XX вв.
Размер
70x40x30 см
Техника
бисер, вышивка, шитье, монеты, пуговицы
0
Открыть в приложении
#1

Сорока — чепец из холста. Как надголовная, так и хвостовая (задняя) части вышивались красными шерстяными нитками, сверху были забиты монетами, блесками, украшенными медными цепочками, серебром, бусами.  Сороки сделаны были по разному — некоторые более с низкой посадкой, сплющенные, некоторые с середины более выдернутые к верху. Традиционно женщины не жалели украшений для того, чтобы их убор отличался красотой и разнообразием. В основе мордовской вышивки лежит геометрический орнамент.


Изготовление сорок было очень сложно, их делали хорошие портнихи. Эрзянки, живущие на Волге, сначала надевали сороку при замужестве, потом сорока надевалась на голову каждый день. В некоторых (преимущественно эрзянских) сёлах, где носили высокие головные уборы, плели косу на темени и укладывали её конусом выше лба (кокол или сёралкс). Под сороку одевали чехлик или волосник. Этот головной убор в форме колпака или чепца служил как бы подкладкой верхнего головного убора, но пожилые женщины носили их самостоятельно, покрывая сверху платком.

Сороки локальных групп отличались формой, конструктивными деталями, отделкой, количеством украшений и прочим. Сороки перестали носить в начале 20 в. В настоящее время бытует как элемент национального костюма для торжественных случаев, театральных представлений.


Головной убор был показателем социального и имущественного положения владелицы, переходил по наследству, или дарился.

#4
Сорока (мордовский головной убор)

Лениногорский район Татарстана славится большим количеством эрзянских сел, жители которых чтят традиции предков и бережно хранят мордовский язык, несмотря на то, что здесь сложился собственный диалект. Мордвины делятся на три субэтноса — эрзя, мокша, а также каратаи — мордвины, которые говорят на татарском языке. У эрзя и мокша различаются язык, национальная одежда и кухня. В Чистопольском, Лениногорском, Альметьевском, Алексеевском и Набережных Челнах больше проживают эрзя, а в Тетюшском, где расположены четыре мордовских села — мокша.

#3

В Казани проживают как эрзя, так и мокша.Сорока — чепец из холста. Как надголовная, так и хвостовая (задняя) части вышивались красными шерстяными нитками, сверху были забиты монетами, блесками, украшенными медными цепочками, серебром, бусами. Неотъемлемой частью являлись височные подвески, которые изготавливались из ракушек, пуховых перьев, монет. Сороки сделаны были по разному — некоторые более с низкой посадкой, сплющенные, некоторые с середины более выдернутые к верху. Традиционно женщины не жалели украшений для того, чтобы их убор отличался красотой и разнообразием. В основе мордовской вышивки лежит геометрический орнамент.

#2

Изготовление сорок было очень сложно, их делали хорошие портнихи. Эрзянки, живущие на Волге, сначала надевали сороку при замужестве, потом сорока надевалась на голову каждый день. В некоторых (преимущественно эрзянских) сёлах, где носили высокие головные уборы, плели косу на темени и укладывали её конусом выше лба (кокол или сёралкс). Под сороку одевали чехлик или волосник. Этот головной убор в форме колпака или чепца служил как бы подкладкой верхнего головного убора, но пожилые женщины носили их самостоятельно, покрывая сверху платком.


Сороки локальных групп отличались формой, конструктивными деталями, отделкой, количеством украшений и прочим. Сороки перестали носить в начале 20 в. В настоящее время бытует как элемент национального костюма для торжественных случаев, театральных представлений.


Головной убор был показателем социального и имущественного положения владелицы, переходил по наследству, или дарился.


Лениногорский район Татарстана славится большим количеством эрзянских сел, жители которых чтят традиции предков и бережно хранят мордовский язык, несмотря на то, что здесь сложился собственный диалект. Мордвины делятся на три субэтноса — эрзя, мокша, а также каратаи — мордвины, которые говорят на татарском языке. У эрзя и мокша различаются язык, национальная одежда и кухня. В Чистопольском, Лениногорском, Альметьевском, Алексеевском и Набережных Челнах больше проживают эрзя, а в Тетюшском, где расположены четыре мордовских села — мокша. В Казани проживают как эрзя, так и мокша.

читать дальшескрыть

Сорока (мордовский головной убор)

Время создания
конец XIX — начало XX вв.
Размер
70x40x30 см
Техника
бисер, вышивка, шитье, монеты, пуговицы
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%