Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Томский областной художественный музей»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Сорок святых

Время создания
1848 год
Место создания
Москва
Размер
71x61 см
Техника
дерево, левкас, темпера
8
Открыть в приложении
#1
Сорок святых
#2
Один из самых необычных памятников в собрании Томского художественного музея — большая икона с углублениями для мощей, на которой изображены сорок святых: апостолы, святители, мученики и святые жены, чьи мощи в свое время оказались в Томске.

Дворянин Иван Качанов привез мощи из Москвы в 1703 году. 83 крупные частички он поместил в построенной им тогда же церкви. Храм был возведен в честь первой сибирской святыни — образа Богоматери Абалаксккой «Знамение» в Заозерном предместье.

Частицы мощей полтора века хранились в специальных ящичках на воскомастике, пока в 1848 году епископ Томский и Енисейский Афанасий не заказал в Москве две иконы с ростовым изображением святых и с углублениями для ковчежцев.

Ковчежцами называются серебряные с позолотой ящички округлой формы, которые выходят краями на поле иконы. Обычно в них помещают частицы мощей святых, изображенных на образе. Там же хранятся реликвии святых: одежда, частицы гроба, камни с мест евангельских событий. В феврале 1922 года церковные ценности стали изымать в пользу государства. Мощи, скорее всего, были просто уничтожены, как это было со многими святынями России.

Фигуры на иконе написаны в немногослойной облегченной манере. Стилевые особенности образов: четкие линии контура, гармоничные пропорции чуть удлиненных фигур и спокойные сочетания цветов — характерны для московской иконописной школы.

Икона подчинена архитектурному замыслу храма. Три доски основы скреплены крепкими врезными дубовыми шпонками. Они загрунтованы гладким левкасом цвета слоновой кости — смесью мела, животного клея и льняного масла. В старину его использовали как основу для сусального золочения иконы.

Перед наложением левкаса на доску наклеивали паволоку: так изображение становилось более прочным. Паволока, заходящая на нижний торец иконы, напоминает хлопковое полотно наподобие ситца. Это подтверждает время создания, указанное в источниках, — середина XIX века, — поскольку в XVI–XVII веках иконописцы использовали ветошки — старые, но еще прочные ткани.

Золотой фон иконы используется как цвет и свет одновременно. Он означает сияние Божественной славы, в которой пребывают святые. Этот свет пронизывает все в иконе, штрихами сусального золота падает на складки одежд.

Поле иконы разделено на сорок ровных прямоугольников с фигурами святых. Предметы в их руках указывают на подвиги, мученичества или прославления. Одеяния также рассказывают о служении святых и соответствуют каждому чину: святительские, апостольские, царские и княжеские, монашеские и схимнические.

Воины представлены в воинских одеждах с крестами в руках — символами страдания за Христа. Святые отцы и учители церкви изображены в архиерейском облачении с непокрытыми головами и книгами Священного Писания в руках. Апостолы стоят босыми в хитонах и гиматиях; обеими руками они держат закрытые книги Священного Писания. В святительских ризах, белых наглавиях и с Писанием в руках изображены первые Митрополиты Москвы.
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Сорок святых

Время создания
1848 год
Место создания
Москва
Размер
71x61 см
Техника
дерево, левкас, темпера
8
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%