Один из самых необычных памятников в собрании Томского художественного музея — большая икона с углублениями для мощей, на которой изображены сорок святых: апостолы, святители, мученики и святые жены, чьи мощи в свое время оказались в Томске.
Дворянин Иван Качанов привез мощи из Москвы в 1703 году. 83 крупные частички он поместил в построенной им тогда же церкви. Храм был возведен в честь первой сибирской святыни — образа Богоматери Абалаксккой «Знамение» в Заозерном предместье.
Частицы мощей полтора века хранились в специальных ящичках на воскомастике, пока в 1848 году епископ Томский и Енисейский Афанасий не заказал в Москве две иконы с ростовым изображением святых и с углублениями для ковчежцев.
Ковчежцами называются серебряные с позолотой ящички округлой формы, которые выходят краями на поле иконы. Обычно в них помещают частицы мощей святых, изображенных на образе. Там же хранятся реликвии святых: одежда, частицы гроба, камни с мест евангельских событий. В феврале 1922 года церковные ценности стали изымать в пользу государства. Мощи, скорее всего, были просто уничтожены, как это было со многими святынями России.
Фигуры на иконе написаны в немногослойной облегченной манере. Стилевые особенности образов: четкие линии контура, гармоничные пропорции чуть удлиненных фигур и спокойные сочетания цветов — характерны для московской иконописной школы.
Икона подчинена архитектурному замыслу храма. Три доски основы скреплены крепкими врезными дубовыми шпонками. Они загрунтованы гладким левкасом цвета слоновой кости — смесью мела, животного клея и льняного масла. В старину его использовали как основу для сусального золочения иконы.
Перед наложением левкаса на доску наклеивали паволоку: так изображение становилось более прочным. Паволока, заходящая на нижний торец иконы, напоминает хлопковое полотно наподобие ситца. Это подтверждает время создания, указанное в источниках, — середина XIX века, — поскольку в XVI–XVII веках иконописцы использовали ветошки — старые, но еще прочные ткани.
Золотой фон иконы используется как цвет и свет одновременно. Он означает сияние Божественной славы, в которой пребывают святые. Этот свет пронизывает все в иконе, штрихами сусального золота падает на складки одежд.
Поле иконы разделено на сорок ровных прямоугольников с фигурами святых. Предметы в их руках указывают на подвиги, мученичества или прославления. Одеяния также рассказывают о служении святых и соответствуют каждому чину: святительские, апостольские, царские и княжеские, монашеские и схимнические.
Воины представлены в воинских одеждах с крестами в руках — символами страдания за Христа. Святые отцы и учители церкви изображены в архиерейском облачении с непокрытыми головами и книгами Священного Писания в руках. Апостолы стоят босыми в хитонах и гиматиях; обеими руками они держат закрытые книги Священного Писания. В святительских ризах, белых наглавиях и с Писанием в руках изображены первые Митрополиты Москвы.
Дворянин Иван Качанов привез мощи из Москвы в 1703 году. 83 крупные частички он поместил в построенной им тогда же церкви. Храм был возведен в честь первой сибирской святыни — образа Богоматери Абалаксккой «Знамение» в Заозерном предместье.
Частицы мощей полтора века хранились в специальных ящичках на воскомастике, пока в 1848 году епископ Томский и Енисейский Афанасий не заказал в Москве две иконы с ростовым изображением святых и с углублениями для ковчежцев.
Ковчежцами называются серебряные с позолотой ящички округлой формы, которые выходят краями на поле иконы. Обычно в них помещают частицы мощей святых, изображенных на образе. Там же хранятся реликвии святых: одежда, частицы гроба, камни с мест евангельских событий. В феврале 1922 года церковные ценности стали изымать в пользу государства. Мощи, скорее всего, были просто уничтожены, как это было со многими святынями России.
Фигуры на иконе написаны в немногослойной облегченной манере. Стилевые особенности образов: четкие линии контура, гармоничные пропорции чуть удлиненных фигур и спокойные сочетания цветов — характерны для московской иконописной школы.
Икона подчинена архитектурному замыслу храма. Три доски основы скреплены крепкими врезными дубовыми шпонками. Они загрунтованы гладким левкасом цвета слоновой кости — смесью мела, животного клея и льняного масла. В старину его использовали как основу для сусального золочения иконы.
Перед наложением левкаса на доску наклеивали паволоку: так изображение становилось более прочным. Паволока, заходящая на нижний торец иконы, напоминает хлопковое полотно наподобие ситца. Это подтверждает время создания, указанное в источниках, — середина XIX века, — поскольку в XVI–XVII веках иконописцы использовали ветошки — старые, но еще прочные ткани.
Золотой фон иконы используется как цвет и свет одновременно. Он означает сияние Божественной славы, в которой пребывают святые. Этот свет пронизывает все в иконе, штрихами сусального золота падает на складки одежд.
Поле иконы разделено на сорок ровных прямоугольников с фигурами святых. Предметы в их руках указывают на подвиги, мученичества или прославления. Одеяния также рассказывают о служении святых и соответствуют каждому чину: святительские, апостольские, царские и княжеские, монашеские и схимнические.
Воины представлены в воинских одеждах с крестами в руках — символами страдания за Христа. Святые отцы и учители церкви изображены в архиерейском облачении с непокрытыми головами и книгами Священного Писания в руках. Апостолы стоят босыми в хитонах и гиматиях; обеими руками они держат закрытые книги Священного Писания. В святительских ризах, белых наглавиях и с Писанием в руках изображены первые Митрополиты Москвы.