Художественные изделия из бересты — оригинальный вид народного творчества. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства — мягкость, гибкость и прочность. Славянские народы на протяжении веков используют бересту для хозяйственных и лечебных целей. Из этого чудесного природного материала делали одежду, обувь, изготавливали расчески, предметы обихода. Давно было замечено, что в посуде из бересты долго не скисает молоко, не портится рыба, мясо.
Действительно есть несколько предметов, которые были почти в каждом берестяном пестере охотника и рыболова, грибника и идущего на дальние расстояния путника. Одна из таких вещей это солонка. Где и кто впервые ее сделал, сложно сказать. Славяне ли это были, финно-угорские народы, жители Сибири, но берестяные изделия были практически везде, где береза росла.
В виде утицы и в виде небольшой бутылки — горлатка. Чуть позднее появились солонки в виде берестяного цилиндра, плести их не составляло особого труда. В быту береста играла огромную роль очень долго.
Внешне горлатка напоминает квадратную бутыль. Свое название изделие получило за вытянутое горлышко. Плотное плетение горлатки позволяло переносить в ней также и жидкость.
Чем она еще хороша, кроме того, что соль в ней не намокала? Находясь постоянно сухой, горлатка могла выручить охотника или рыбака, если тот попадал в непогоду, и ему требовалось развести костер. Именно ее и могли использовать в качестве розжига для дров и хвороста.
Соль и солонка широко использовались в обрядовой жизни человека, особенно во время свадебного ритуала. Солонка с солью находилась на столе во время смотрин, на рукобитье. Соль в солонке, калач и сыр клали на стол перед женихом и невестой. Солонку, скатерть и угощение привозил жених к невесте. Солонка вместе с другой утварью входила в приданое девушки и считалась её собственностью. Ведь солонка отождествлялась с домом и хозяйством, и, создавая семью, женщина хотела привезти в дом мужа часть своего дома.
Солонка использовалась и в обрядах календарного цикла.
Известно частое упоминание солонки с солью в заговорах против болезней, а также её магическое действие: при зубной боли знахарь брал воск, три раза обмакивал его в солонку, после чего произносил сам заговор. С солонкой связаны определённые правила поведения во время трапезы и всевозможные приметы. На праздничный стол в первую очередь помещали блюдо с хлебом и солонку с солью. Передавая кому-нибудь за столом солонку с солью, нужно было засмеяться. Не разрешалось брать соль из солонки руками — такого человека считали тайным врагом дома, «юдашом околелым». Запрещалось макать кусок хлеба в солонку, этим можно было уподобиться Иуде, так как только он так поступал. Даже существовала легенда, по которой от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и посещает только те дома, где соль насыпают на стол, так как он сам никогда не макал хлеб в солонку. Чтобы лучше уродился хлеб, нужно было, начиная новый каравай, оставить на два дня небольшой кусочек хлеба в солонке, после чего его должен был съесть один из старших в семье.
Одно из ранних упоминаний о солонке в русских письменных источниках относится к шестнадцатому веку, но археологические раскопки в слоях одиннадцатого — тринадцатого веков обнаружили точёные солонки, что говорит о более раннем распространении данной утвари.
Термином солонка, помимо специальной утвари для соли, обозначались и другие сосуды, используемые для хранения соли: глиняные плошки и горшки, мисочки, ковши, кубышки, тарелочки и другие.
Действительно есть несколько предметов, которые были почти в каждом берестяном пестере охотника и рыболова, грибника и идущего на дальние расстояния путника. Одна из таких вещей это солонка. Где и кто впервые ее сделал, сложно сказать. Славяне ли это были, финно-угорские народы, жители Сибири, но берестяные изделия были практически везде, где береза росла.
В виде утицы и в виде небольшой бутылки — горлатка. Чуть позднее появились солонки в виде берестяного цилиндра, плести их не составляло особого труда. В быту береста играла огромную роль очень долго.
Изделиями из бересты пользоваться нужно. Любой крестьянин мог применить бересту в хозяйстве. Ценили этот материал не только за эластичность, водонепроницаемость, устойчивость к гниению. Изделия из бересты людям служили очень долго и применяли его в строительстве, в сапожном деле, при изготовлении рыболовных орудий, посуды и утвари.
Внешне горлатка напоминает квадратную бутыль. Свое название изделие получило за вытянутое горлышко. Плотное плетение горлатки позволяло переносить в ней также и жидкость.
Чем она еще хороша, кроме того, что соль в ней не намокала? Находясь постоянно сухой, горлатка могла выручить охотника или рыбака, если тот попадал в непогоду, и ему требовалось развести костер. Именно ее и могли использовать в качестве розжига для дров и хвороста.
Отношение к солонке было бережное и почтительное. Она считалась семейной ценностью и её никогда не продавали. На неё переносилось почтительное отношение к соли, считавшейся ценным продуктом, без которого человек не мог жить. Наполненная солонка сравнивалась с домом, полным добра и благополучия.
Соль и солонка широко использовались в обрядовой жизни человека, особенно во время свадебного ритуала. Солонка с солью находилась на столе во время смотрин, на рукобитье. Соль в солонке, калач и сыр клали на стол перед женихом и невестой. Солонку, скатерть и угощение привозил жених к невесте. Солонка вместе с другой утварью входила в приданое девушки и считалась её собственностью. Ведь солонка отождествлялась с домом и хозяйством, и, создавая семью, женщина хотела привезти в дом мужа часть своего дома.
Солонка использовалась и в обрядах календарного цикла.
Известно частое упоминание солонки с солью в заговорах против болезней, а также её магическое действие: при зубной боли знахарь брал воск, три раза обмакивал его в солонку, после чего произносил сам заговор. С солонкой связаны определённые правила поведения во время трапезы и всевозможные приметы. На праздничный стол в первую очередь помещали блюдо с хлебом и солонку с солью. Передавая кому-нибудь за столом солонку с солью, нужно было засмеяться. Не разрешалось брать соль из солонки руками — такого человека считали тайным врагом дома, «юдашом околелым». Запрещалось макать кусок хлеба в солонку, этим можно было уподобиться Иуде, так как только он так поступал. Даже существовала легенда, по которой от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и посещает только те дома, где соль насыпают на стол, так как он сам никогда не макал хлеб в солонку. Чтобы лучше уродился хлеб, нужно было, начиная новый каравай, оставить на два дня небольшой кусочек хлеба в солонке, после чего его должен был съесть один из старших в семье.
Одно из ранних упоминаний о солонке в русских письменных источниках относится к шестнадцатому веку, но археологические раскопки в слоях одиннадцатого — тринадцатого веков обнаружили точёные солонки, что говорит о более раннем распространении данной утвари.
Термином солонка, помимо специальной утвари для соли, обозначались и другие сосуды, используемые для хранения соли: глиняные плошки и горшки, мисочки, ковши, кубышки, тарелочки и другие.