В одной из своих статей Василий Шукшин вспоминал о своем поступлении в университет: «Был 1954 год, шли вступительные экзамены во ВГИК. Подготовка моя оставляла желать лучшего, специальной эрудицией я не блистал и всем своим видом вызывал недоумение приемной комиссии. Насколько теперь понимаю, спасла меня письменная работа, которую задали еще до встречи с мастером. „Опишите, пожалуйста, что делается в коридорах ВГИКа в эти дни“ — так приблизительно она называлась. Больно горячая была тема. Отыгрался я в этой работе. О чем спорим, о чем шутим, на что гневаемся, на что надеемся — все изложил подробно». Будущий режиссер назвал свое сочинение «Киты, или О том, как мы приобщались к искусству».
Работа получилась довольно объемной. «Киты» в сочинении Шукшина — это его соседи по студенческому общежитию, которые считали себя уже состоявшимися режиссерами и могли целыми днями рассуждать об искусстве. Как писал автор: «У них обязательно есть что-то такое, что сразу выделяет их из среды других, обыкновенных. Вот один такой: среднего роста, худощавый, с полинялыми обсосанными конфетками вместо глаз. Отличается тем, что может не задумываясь говорить о чем угодно, и все это красивым, легким языком».
Сочинение показало, что сам Шукшин отлично владел искусством передавать свои мысли, доносить до читателя основную суть того, что происходит вокруг и точно описывать натуру человека всего в нескольких фразах. Причем делал он это непринужденно и с юмором, полностью раскрывая свои чувства и мысли. В концовке сочинения один из «китов» провалил вступительный экзамен. Автор поделился наблюдениями за своим персонажем: тот вроде бы начинал понимать, что сделал, но было уже поздно. Герой изменился в лице, и Шукшин на какой-то момент начинал жалеть «кита». Но воспоминания о его поведении сразу же убили сочувствие писателя. «Таких людей должна учить жизнь», — пишет в заключении автор.
Оценку за сочинение выставлял режиссер Борис Иванов, который впоследствии стал проректором ВГИКа. Он отметил, что текст не соответствует теме и заданным условиям, но в то же время автор проявил талант режиссера, поэтому работа заслуживает высшего балла.
Работа получилась довольно объемной. «Киты» в сочинении Шукшина — это его соседи по студенческому общежитию, которые считали себя уже состоявшимися режиссерами и могли целыми днями рассуждать об искусстве. Как писал автор: «У них обязательно есть что-то такое, что сразу выделяет их из среды других, обыкновенных. Вот один такой: среднего роста, худощавый, с полинялыми обсосанными конфетками вместо глаз. Отличается тем, что может не задумываясь говорить о чем угодно, и все это красивым, легким языком».
Сочинение показало, что сам Шукшин отлично владел искусством передавать свои мысли, доносить до читателя основную суть того, что происходит вокруг и точно описывать натуру человека всего в нескольких фразах. Причем делал он это непринужденно и с юмором, полностью раскрывая свои чувства и мысли. В концовке сочинения один из «китов» провалил вступительный экзамен. Автор поделился наблюдениями за своим персонажем: тот вроде бы начинал понимать, что сделал, но было уже поздно. Герой изменился в лице, и Шукшин на какой-то момент начинал жалеть «кита». Но воспоминания о его поведении сразу же убили сочувствие писателя. «Таких людей должна учить жизнь», — пишет в заключении автор.
Оценку за сочинение выставлял режиссер Борис Иванов, который впоследствии стал проректором ВГИКа. Он отметил, что текст не соответствует теме и заданным условиям, но в то же время автор проявил талант режиссера, поэтому работа заслуживает высшего балла.