Конец XIX века в Российской империи ознаменовался появлением огромного количества небольших любительских театров, которым было суждено сыграть одну из ведущих ролей в культурной жизни русской провинции. Не остался в стороне и уездный Орск — здесь в 1890-е появляется первая любительская театральная труппа. Число актёров пополняли преподаватели школ, доктора, чиновники. Участие в постановках принимали представители самых разных сословий.
К столетию со дня рождения Пушкина две городские любительские труппы включили в свой репертуар спектакли по произведениям классика русской литературы. Спектакли устраивались Орским уездным комитетом Попечительства о народной трезвости в помещении чайной, рассчитанной на несколько десятков посадочных мест.
Комитеты попечительства о народной трезвости — уникальное явление в российской истории. 22 декабря 1894 года Министерство финансов во главе с Сергеем Витте обратилось к интеллигенции с призывом объединиться для борьбы с главным народным бедствием — пьянством. Самые первые попечительства о народной трезвости были созданы в Уфимской, Пермской, Оренбургской и Самарской губерниях (760 комитетов к середине 1902 года).
В циркуляре Витте говорилось, что в борьбе с пьянством Попечительства обязаны устраивать дешевые чайные, столовые, библиотеки, читальни и театральные представления. На территории Орска билеты на подобные спектакли распространялись как заблаговременно в магазине купца Назарова, так и в день самого представления.
К столетию со дня рождения Пушкина две городские любительские труппы включили в свой репертуар спектакли по произведениям классика русской литературы. Спектакли устраивались Орским уездным комитетом Попечительства о народной трезвости в помещении чайной, рассчитанной на несколько десятков посадочных мест.
Комитеты попечительства о народной трезвости — уникальное явление в российской истории. 22 декабря 1894 года Министерство финансов во главе с Сергеем Витте обратилось к интеллигенции с призывом объединиться для борьбы с главным народным бедствием — пьянством. Самые первые попечительства о народной трезвости были созданы в Уфимской, Пермской, Оренбургской и Самарской губерниях (760 комитетов к середине 1902 года).
В циркуляре Витте говорилось, что в борьбе с пьянством Попечительства обязаны устраивать дешевые чайные, столовые, библиотеки, читальни и театральные представления. На территории Орска билеты на подобные спектакли распространялись как заблаговременно в магазине купца Назарова, так и в день самого представления.
В конце 1903 года Орск посетила профессиональная группа русско-малорусских артистов, представлявших драму Петра Невежина «Вторая молодость», участие в которой приняли и орские актёры. Несмотря на отсутствие в городе собственного профессионального театра, в 1905 году в качестве уполномоченного Русского театрального общества, состоявшего под Августейшим покровительством Государя Императора, был назначен дворянин Шклярович. Восемь лет спустя в Оренбургское губернское Присутствие по делам об обществах подаётся прошение о регистрации Орского кружка любителей драматического искусства. Однако в ответ был получен отказ ввиду того, что в Уставе драмкружка предусматривалась прибыль от ведения театрального дела, запрещенная ещё в 1906 году «Правилами об обществах и союзах».
С появлением в городе синематографа неразрывно связана история двухэтажного особняка, расположенного на улице К. Маркса (ранее улица носила название Лазаретная и Гоголевская). Архитектор здания, вычерчивая полуколонны и оригинальные украшения окон, создал эклектику сразу трёх стилей: русского, кирпичного и барокко. Дом был возведён до 1904 года, о чём гласит выложенная из кирпича дата над угловой частью фасада.
В 1908-1917-х годах на втором этаже, основу которого составлял роскошный просторный зал, устраивала спектакли любительская татарская драматическая труппа под руководством в будущем известного на всю страну классика татарской драматургии Мирхайдара Файзи.
В 1908-1917-х годах на втором этаже, основу которого составлял роскошный просторный зал, устраивала спектакли любительская татарская драматическая труппа под руководством в будущем известного на всю страну классика татарской драматургии Мирхайдара Файзи.