В собрании Пушкинского музея есть уникальная коллекция — отпечатки русско-французского фотохудожника Петра Шумова, во Франции известного как Пьер Шумов (Pierre Choumoff). Он был не только блистательным портретистом, но и личным фотографом Огюста Родена. Шумову удалось создать фотолетопись последних лет жизни и творчества скульптора. Главным образом он снимал работы Родена, известные тонкостью передачи движения и эмоционального состояния героев. Фотограф попытался при помощи различных технологий, передать в отпечатках эти особенности скульптур Родена.
Фотографии имеют не только историческую значимость, как документальное свидетельство, но и большую художественную ценность, так как напечатаны автором в различных оригинальных техниках: аристотипия, коллотипия, соляная, пигментная и серебряно-желатиновая печать. Шумов придавал большое значение технической стороне работы и много экспериментировал в фотоателье. Ему были интересны различные художественные эффекты, которые достигались варьированием технологии печати и времени проявления.
На снимке Жан д’Эр — персонаж скульптурной группы «Граждане Кале», известного произведения Родена, посвященного осаде французского города Кале в XIV веке. Время создания отпечатка 1916–1918 годы.
Фотографии имеют не только историческую значимость, как документальное свидетельство, но и большую художественную ценность, так как напечатаны автором в различных оригинальных техниках: аристотипия, коллотипия, соляная, пигментная и серебряно-желатиновая печать. Шумов придавал большое значение технической стороне работы и много экспериментировал в фотоателье. Ему были интересны различные художественные эффекты, которые достигались варьированием технологии печати и времени проявления.
На снимке Жан д’Эр — персонаж скульптурной группы «Граждане Кале», известного произведения Родена, посвященного осаде французского города Кале в XIV веке. Время создания отпечатка 1916–1918 годы.
Фотография выполнена в технике соляной печати, которую изобрел английский ученый Уильям Генри Фокс Тальбот еще 1830-х годах. Другие названия этого процесса — калотипия, тальботипия. Для соляной печати использовали тонкую бумагу хорошего качества. Снимки имеют матовую, бархатистую поверхность, плавные переходы от света к тени, но детали изображения отсутствуют, так как для этой технологии не характерна четкость. Отпечатки на соленой бумаге недолговечны, именно поэтому сегодня — это редкие экземпляры коллекций, требующие особого хранения.