Скульптура головы медведя была обнаружена археологом В.О. Шубиным в ходе раскопок древнего поселении Река Утесная (Сахалинская область, Анивский район) в 1976 г. Находка датирована возрастом VII–IX вв. н. э. по сопровождавшим ее фрагментам керамики типа «эноура». Скульптурное изображение выполнено из вулканического туфа серого цвета. Имеет схожие с обликом медведя черты. Четко обозначены уши, глаза, ноздри и пасть животного.
На поверхности изделия сохранились следы, которые указывают на использование металлических инструментов при обработке камня. Возраст находки — около тысячи лет, так как она была найдена в культурном слое вместе с керамикой, относящейся к концу первого тысячелетия н. э.
Скульптурное изображение медведя демонстрирует уровень развития прикладного искусства и отражает духовный мир жителей Сахалина в эпоху палеометалла (I тыс. до н. э. — I тыс. н. э.). Образ медведя является одним из основных символов анимистического мировоззрения островного населения на протяжении многих веков и даже тысячелетий.
В небольшой по размеру фигурке можно увидеть и первобытный страх человека перед мощью зверя, и почитание медведя как одного из «хозяев» природы, «горного человека», посредника между людьми и миром горных духов. Культ медведя как «хозяина тайги» и связанные с ним религиозные воззрения и ритуалы сохранялись у коренных народов Сахалина в виде «медвежьего праздника» вплоть до середины XX века.