Скульптура «Владимир Ильич Ленин» — произведение социалистического реализма, создано в жанре колоссального портрета и воплощает образ выдающегося политического и государственного деятеля XX века, вождя мирового пролетариата, одного из главных организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, основателя первого в мировой истории социалистического государства.
Владимир Ильич Ульянов (партийный и литературный псевдоним − Ленин, 1870−1924 гг.) мечтал построить государство нового типа, в котором власть принадлежала бы рабочим и крестьянам. Установление Советской власти и формирование новой государственно-политической системы определило на многие годы дальнейшее развитие нашей страны. Скульптурные изображения В.И. Ленина появляются уже в первые годы революции. Образ Ленина занял огромное место в творчестве советских художников. Для многих скульпторов «Лениниана» — главная тема работы на протяжении всей жизни. Монументы и бюсты Ленина — один из символов СССР. Лениниана была каноном искусства соцреализма. Скульптурные произведения создавались с целью увековечивания памяти вождя и являлись монументальной пропагандой существующего строя.
Скульптура «Владимир Ильич Ленин» подтверждает то, что её автор — Купреянов Яков Николаевич — также обращался в своём творчестве к ленинской теме. Скульптор являлся признанным специалистом в области станковой и монументальной скульптуры. Он родился уже после смерти Ленина, в 1932 году. Период создания прижизненных портретов В.И. Ленина был весьма краток. Впоследствии художники, прежде чем приступить к этой теме, изучали весь художественно-документальный материал, который был накоплен при жизни В.И. Ленина. Этот материал — единственный источник для изучения портретного сходства.
Скульптура представляет собой изображение головы вождя с мощной, крепкой шеей. Форма головы своей величиной намного превышает реальные размеры натуры, что символизирует масштаб этой исторической личности.
Автор не ставил перед собой задачу передать документально реальный образ Ленина, а стремился изобразить в первую очередь те характерные черты, которые помогли бы создать правдивый и в то же время обобщающий монументальный образ вождя. Изображая только голову, скульптор тем самым сосредоточивает внимание только на ней, на лице. В.И. Ленин запечатлён погружённым в думу, когда его лицо, в жизни богатое разнообразной мимикой, неподвижно, выразительно и наполнено гигантской силой, «готовой развернуться в водопад энергии». Единство формы произведения продиктовано его монолитностью. Скульптура довольно объёмна и массивна, поэтому её форма выглядит устойчивой, уравновешенной, статичной и незыблемой.