Резное деревянное панно «Святая Цецилия» выполнил неизвестный мастер в Средние века. Цецилия Римская была святой девой-мученицей (200–230). Она родилась в благородной семье, рано пришла к христианству. К вере она привела и своего супруга язычника Валериана, и его брата Тивуртия. Их казнили по распоряжению префекта Турция Алмахия. В IX веке папа Пасхалий I перенес мощи святой из катакомб в Базилику Святой Цецилии на Трастевере.
В католической церкви с XVI столетия Цецилию начали почитать как покровительницу церковной музыки. Мастера изображали святую с разными музыкальными инструментами, но чаще всего с лютней или небольшим передвижным органом, который распространился в Европе в XIV–XVI веках.
В правой части прямоугольного деревянного панно вырезан орган-позитив, в центре композиции мастер разместил деву-мученицу в свободных одеяниях с круглым нимбом над головой. На нимбе можно различить незаконченную надпись, которая в переводе с латыни означает: «Цецилия, молись о нас».
За спиной святой расположились четверо поющих детей из церковного хора. В их руках книга, вероятно Псалтырь. В правом верхнем углу автор вырезал рельефную надпись domino canam psallam domino jvd 5-3. Это часть стиха 5:3 Книги Судей Израилевых. Там сказано: «Слушайте, цари, внимайте, вельможи: я Господу, я пою, бряцаю Господу Богу Израилеву».
О жизни Цецилии широкие массы узнали в XIII веке благодаря сборнику жизнеописаний святых, который составил монах-доминиканец Иаков из Ворагина. Сборник получил название «Золотая легенда». Один из текстов гласил: «Ведомая под звуки музыкальных инструментов в дом своего жениха в день бракосочетания, Цецилия взывала к Богу, моля его сохранить ее душу и тело незапятнанными».
Тот факт, что девушка слушала музыку, которую
играли язычники в день ее свадьбы, перерос в легенду о ее собственной
музыкальности, а далее этот сюжет нашел отражение в творчестве таких художников
как Гвидо Рени (1575–1642), Маттео Росселли (1578–1650), Никколо Реньери (1588
или 1591–1667), Артемизия Джентилески (1593 — ок.1653), Карло Дольчи
(1616–1686), Джон Уотерхаус (1849–1917).