Святитель Николай — один из самых почитаемых русских святых. Он считается скорым помощником в любых бедах, к нему обращаются во время путешествий, мореплаваний, и в целом при любых сложных ситуациях.
Верующие знают и любят особый тип его изображения — «с мечом и градом». На Руси этот образ изначально создан в подмосковном городе Можайске, где резная фигура с поднятыми и разведенными в молении руками хранилась с XIV века. Меч означал защиту веры и призыв бороться за Отечество и его святыни. А град (или храм) во второй руке напоминал о строительстве и укреплении православной Церкви.
Никола Можайский в собрании Каргопольского музея так же одной рукой сжимал меч, но до наших дней эта часть скульптуры не сохранилась. Храм же остался невредимым.
Неизвестный мастер вырезал фигуру из елового блока. Кисти рук святого, крылья фелони (особой накидки), башмаки, а также модель храма изготовлены отдельно. Лик художник создал в рамках принятого канона, но все же с индивидуальными чертами: его отличают широкий нос, миндалевидные глаза, густые брови и четко очерченная нижняя губа.
Древнерусская скульптура сильно отличалась от классической европейской. У нее не было задачи передать верную анатомию или объемность фигуры. Она тяготела к иконе, пропорции тел тут были утонченными, объемы условными, а тыльная сторона оставалась плоской.
Первая киотная статуя святителя Николая, которая хранилась в Можайске, считается самой древней из подобных русских скульптур. Как полагают ученые, ее заказал митрополит Московской Киприан. Он ориентировался на серебряный образ Николы из итальянского города Бари, где хранятся мощи этого святого. Можайская статуя слыла чудотворной, ее почитали и простолюдины, и великие князья. Она стала образцом для многочисленных повторений, похожие скульптуры разошлись по всей стране.
В Каргополе, где было несколько никольских скульптур, больше других почитался образ из Свято-Духовского прихода, созданный в первой половине XVII века. Он пережил петровский указ 1722 года о запрещении моленной скульптуры в храмах, но позже пострадал от распоряжения 1767 года. В нем говорилось, что «непристойных изображений живописцам писать не велено», а «изображения странные и нелепые» следует «удобным способом искоренять». Многие архиереи считали резные иконы пережитком язычества или влиянием католицизма и стали бороться с ними.
Так, епископ Олонецкий и Каргопольский Виктор, который приехал в Каргополь в начале 1780‑х годов, велел «обнажить скульптуру от украшения и вынести из церкви». Церковный староста по фамилии Загородский-Большой предпринял большие усилия, чтобы вернуть Николу: он много лет переписывался с церковным начальством, и в конце XVIII столетия добился своей цели. Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил разрешил вернуть скульптуру.
Верующие знают и любят особый тип его изображения — «с мечом и градом». На Руси этот образ изначально создан в подмосковном городе Можайске, где резная фигура с поднятыми и разведенными в молении руками хранилась с XIV века. Меч означал защиту веры и призыв бороться за Отечество и его святыни. А град (или храм) во второй руке напоминал о строительстве и укреплении православной Церкви.
Никола Можайский в собрании Каргопольского музея так же одной рукой сжимал меч, но до наших дней эта часть скульптуры не сохранилась. Храм же остался невредимым.
Неизвестный мастер вырезал фигуру из елового блока. Кисти рук святого, крылья фелони (особой накидки), башмаки, а также модель храма изготовлены отдельно. Лик художник создал в рамках принятого канона, но все же с индивидуальными чертами: его отличают широкий нос, миндалевидные глаза, густые брови и четко очерченная нижняя губа.
Древнерусская скульптура сильно отличалась от классической европейской. У нее не было задачи передать верную анатомию или объемность фигуры. Она тяготела к иконе, пропорции тел тут были утонченными, объемы условными, а тыльная сторона оставалась плоской.
Первая киотная статуя святителя Николая, которая хранилась в Можайске, считается самой древней из подобных русских скульптур. Как полагают ученые, ее заказал митрополит Московской Киприан. Он ориентировался на серебряный образ Николы из итальянского города Бари, где хранятся мощи этого святого. Можайская статуя слыла чудотворной, ее почитали и простолюдины, и великие князья. Она стала образцом для многочисленных повторений, похожие скульптуры разошлись по всей стране.
В Каргополе, где было несколько никольских скульптур, больше других почитался образ из Свято-Духовского прихода, созданный в первой половине XVII века. Он пережил петровский указ 1722 года о запрещении моленной скульптуры в храмах, но позже пострадал от распоряжения 1767 года. В нем говорилось, что «непристойных изображений живописцам писать не велено», а «изображения странные и нелепые» следует «удобным способом искоренять». Многие архиереи считали резные иконы пережитком язычества или влиянием католицизма и стали бороться с ними.
Так, епископ Олонецкий и Каргопольский Виктор, который приехал в Каргополь в начале 1780‑х годов, велел «обнажить скульптуру от украшения и вынести из церкви». Церковный староста по фамилии Загородский-Большой предпринял большие усилия, чтобы вернуть Николу: он много лет переписывался с церковным начальством, и в конце XVIII столетия добился своей цели. Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил разрешил вернуть скульптуру.