Мраморная скульптура изображает писателя Павла Петровича Бажова с куском малахита — символом знаменитых уральских сказов — в руках. Существуют две версии происхождения этой статуи.
Согласно первой, модель была изготовлена в 1940-е годы или Карпом Сергеевичем Аверкиевым, камнерезом, другом Павла Бажова, или его учениками из Мраморского художественного училища, детьми 13–14 лет. Создали ее в подарок писателю ко дню рождения.
По второй версии, экспонат создан также молодыми скульпторами из села Мраморское, но под руководством Сергея Фёдоровича Стародуба. Профессиональный художник-камнерез родился в 1915 году и до 22 лет жил на Дальнем Востоке. В 1937 году его как «врага народа» сослали на Колыму. После окончания срока его направили на Урал, где он стал заведовать учебно-производственной частью Мраморского училища, там же был преподавателем по художественной обработке камня. В последние годы жизни мастер написал несколько рассказов и повестей, которые печатались в журнале «Новый мир» и выходили отдельными изданиями.
Кроме материала изготовления, скульптуры отличались еще одной деталью: талькохлоритовый Бажов держит в руках друзу — камень в форме сросшихся кристаллов, — а мраморный Бажов — кусок малахита.
По некоторым свидетельствам, на малахитовом камне изначально располагалась ящерка из крупнозернистого мрамора. Но если в первозданном варианте она и была в композиции, то в итоге оказалась утеряна — еще при жизни Павла Петровича Бажова, так как семья писателя передала скульптуру в музей в ее нынешнем виде.
Согласно первой, модель была изготовлена в 1940-е годы или Карпом Сергеевичем Аверкиевым, камнерезом, другом Павла Бажова, или его учениками из Мраморского художественного училища, детьми 13–14 лет. Создали ее в подарок писателю ко дню рождения.
По второй версии, экспонат создан также молодыми скульпторами из села Мраморское, но под руководством Сергея Фёдоровича Стародуба. Профессиональный художник-камнерез родился в 1915 году и до 22 лет жил на Дальнем Востоке. В 1937 году его как «врага народа» сослали на Колыму. После окончания срока его направили на Урал, где он стал заведовать учебно-производственной частью Мраморского училища, там же был преподавателем по художественной обработке камня. В последние годы жизни мастер написал несколько рассказов и повестей, которые печатались в журнале «Новый мир» и выходили отдельными изданиями.
Возможно также, что каждый из мастеров-камнерезов работал над созданием скульптуры Бажова, поскольку точно такая же композиция — писатель на постаменте, правда, не из мрамора, а из талькохлорита — была найдена в 2020 году в разбитом виде в одном из помещений Центра развития творчества имени Натальи Евгеньевны Бобровой в городе Полевском. Эту работу восстановил коллектив творческого объединения «Алмазная грань» во главе с руководителем Евгением Станиславовичем Перевозчиковым.
Кроме материала изготовления, скульптуры отличались еще одной деталью: талькохлоритовый Бажов держит в руках друзу — камень в форме сросшихся кристаллов, — а мраморный Бажов — кусок малахита.
По некоторым свидетельствам, на малахитовом камне изначально располагалась ящерка из крупнозернистого мрамора. Но если в первозданном варианте она и была в композиции, то в итоге оказалась утеряна — еще при жизни Павла Петровича Бажова, так как семья писателя передала скульптуру в музей в ее нынешнем виде.