Бронзовая скульптура, изображающая (примерно в натуральную величину) волчицу, вскармливающую молоком двоих младенцев — Ромула и Рема, легендарных основателей города Рима. Датировка скульптуры спорна. Изображение волчицы длительное время считалось произведением древних этрусков и датировалось по стилистическим признакам V веком до н. э. Новейшие датировки, сделанные в XXI веке (по технологии литья, по радиоуглеродному анализу включений и другие), указывают на время Высокого Средневековья (XI–XIII века н. э.). Упоминания сходного произведения, находящегося в Риме, известны еще со времен античности, этот же сюжет изображен на множестве древнеримских монет. Считается, что волк был тотемом сабинов и этрусков, а скульптура перенесена в Рим в знак слияния римлян с этими народами.
Впервые Капитолийская волчица упоминается в «Естественной истории» Плиния. По его словам, скульптура стояла на Римском форуме около священной смоковницы. Цицерон пишет, что скульптура располагалась на Капитолийском холме и однажды была поражена молнией; также он упоминает скульптуру «младенца, питающегося молоком волчицы». Монах-летописец Бенедикт с горы Соракт (X век) пишет о «судилище, устроенном в Латеранском дворце, в месте, называемом [неразборчиво], а иначе — Матерью римлян», это позволяет сделать предположение о нахождении скульптуры в Латеранском дворце с IX века. Суды и казни «у Волчицы» упоминаются вплоть до 1450 года. По распоряжению Сикста IV изваяние перенесли в Палаццо-деи-Консерватори (1473).
В конце XV века были отлиты бронзовые фигурки Ромула и Рема; работа приписывается мастеру Антонио дель Поллайоло. Гравюра на дереве, сопровождающая издание популярного в Средние века сборника «Чудеса града Римского», изображает Капитолийскую волчицу уже с мальчиками.
Во времена Бенито Муссолини Капитолийская волчица использовалась как пропагандистский символ, воплощавший стремление фашистского режима возродить Римскую империю. В 1960 году изображения скульптуры использовались на плакатах и эмблеме прошедших в Риме Олимпийских игр.
Впервые Капитолийская волчица упоминается в «Естественной истории» Плиния. По его словам, скульптура стояла на Римском форуме около священной смоковницы. Цицерон пишет, что скульптура располагалась на Капитолийском холме и однажды была поражена молнией; также он упоминает скульптуру «младенца, питающегося молоком волчицы». Монах-летописец Бенедикт с горы Соракт (X век) пишет о «судилище, устроенном в Латеранском дворце, в месте, называемом [неразборчиво], а иначе — Матерью римлян», это позволяет сделать предположение о нахождении скульптуры в Латеранском дворце с IX века. Суды и казни «у Волчицы» упоминаются вплоть до 1450 года. По распоряжению Сикста IV изваяние перенесли в Палаццо-деи-Консерватори (1473).
В конце XV века были отлиты бронзовые фигурки Ромула и Рема; работа приписывается мастеру Антонио дель Поллайоло. Гравюра на дереве, сопровождающая издание популярного в Средние века сборника «Чудеса града Римского», изображает Капитолийскую волчицу уже с мальчиками.
Во времена Бенито Муссолини Капитолийская волчица использовалась как пропагандистский символ, воплощавший стремление фашистского режима возродить Римскую империю. В 1960 году изображения скульптуры использовались на плакатах и эмблеме прошедших в Риме Олимпийских игр.