В экспозиции музея представлена скульптура уроженца Кёнигсберга, немецкого писателя-романтика, сказочника, композитора, художника и юриста Эрнста Теодора Амадея (Вильгельма) Гофмана (1776–1822). Из преклонения перед своим любимым композитором Вольфгангом Амадеем Моцартом в 1805 году писатель сменил имя «Вильгельм» на «Амадей», а в 1809 впервые подписал им одно из своих сочинений.
Скульптурное изображение Гофмана в 2010 году создал уроженец Калининграда Сергей Андреевич Арищенко. Он окончил Белорусскую государственную академию искусств в 2009 году. Художник выполнил и проект памятника писателю, однако его так и не установили в городе. Мастер отлил скульптуру из бронзы в Калининграде и впервые представил ее в рамках ежегодного художественно-выставочного проекта «Гофманиана».
Скульптура Эрнста Теодора Амадея Гофмана представляет собой ростовую фигуру, состоящую из двух обособленных частей, которые олицетворяют двойственность натуры и судьбы немецкого писателя. С одной стороны мы видим юриста в строгом костюме с цилиндром. В его руках находится свиток, а в полах плаща прячется огромная крыса, сидящая на стопке книжных томов. С другой стороны автор скульптуры решил показать зрителю творческую личность во фраке с манишкой. В руках фигуры — скрипка, а у ног замер кот, главный персонаж «Житейских воззрений кота Мурра».
В свое время немецкая критика была невысокого мнения о Гофмане. Гораздо популярнее писатель стал в других странах Европы. В Российской империи литературный критик и публицист Виссарион Григорьевич Белинский назвал Эрнста Гофмана «одним из величайших немецких поэтов» и считал его «живописцем внутреннего мира». Известно, что русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский перечитал всего Гофмана как в русском переводе, так и на языке оригинала.