Складень-иконостас. Двунадесятые праздники
Время создания
XVIII век
Размер
27x15 см
27х15х0,5 см
27х15х0,5 см
Техника
Медный сплав, эмали. Поморское литье
Выставка
13
Открыть в приложении#1
Складень-иконостас. Двунадесятые праздники. Старообрядческий
#6
#3
Воинам и странникам приходилось молиться в пути, а беженцы и узники вовсе не имели возможности попасть в храм. Поэтому, помимо переносных миниатюрных образков, существовали дорожные и карманные иконостасы. Складни — это старообрядческие переносные иконы. Створки складных иконостасов закрывались, и изделие становилось компактным.
Изначально мастера изготавливали трехстворчатые складни.
На них изображали двенадцать церковных событий, которые отмечали до и после Великой Пасхи. Праздники получили название двунадесятые. Створки соединяли шарнирами и украшали кокошниками — остроконечными вершинами. На кокошники всегда помещали сюжеты «Распятия с предстоящими», «Троицы Новозаветной», «Похвалы Богородице» и «Воздвижения Креста Господня».
#5
Складень-иконостас. Двунадесятые праздники. Старообрядческий (лицевая и оборотная сторона). Источник: ИГИХМ
#7
Двунадесятые праздники
#8
«Двунадесятые праздники» — иконостас начала XVIII века. Его еще называют «Большие праздничные створы». Утрачена крайняя левая створка, включающая пять композиций на библейские сюжеты: Благовещение, Рождество Христово, Рождество пресвятой богородицы, Введение во храм; Распятие с предстоящими (в оглавии).
Согласно старообрядческой традиции, когда сыновья покидали отцовский дом и уезжали в собственные, иконостас разбирали на створки и отдавали в новую семью как оберег. Поэтому со всеми четырьмя створками сохранилось лишь немного иконостасов и часто встречаются отдельные створки праздничного складня.
Прямоугольные створки с широкими краями отливали из медного сплава и покрывали эмалью. На них в каноничном порядке наносили изображение 15 иконографических композиций из Евангелия.
#4
На первую створку слева помещали «Сретение Господне», «Богоявление», «Преображение Господне», «Вход Господень в Иерусалим» и «Новозаветную Троицу». Центральной сценой средней створки было «Воздвижение Креста», а по сторонам располагались «Воскресение Христово — Сошествие во ад», «Вознесение Господне», «Троица Ветхозаветная» и «Успение Богородицы». На правой — иконы Богоматери с избранными святыми.
Складень, изготовленный неизвестным мастером, украшен белой и темно-синей эмалью. На оборотной стороне средней створки в овальной форме отлиты Голгофский восьмиконечный крест, копье и трость. У креста находится череп Адама. На фоне растительного орнамента — иерусалимские стены и башни. Под острием кокошника надпись в восемь строк: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Складень-иконостас. Двунадесятые праздники
Время создания
XVIII век
Размер
27x15 см
27х15х0,5 см
27х15х0,5 см
Техника
Медный сплав, эмали. Поморское литье
Выставка
13
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться