Складень представляет собой несколько икон, которые расположены на складывающихся створках, как правило, двух или трех. Эти створки соединены петлями. В сложенном виде складень не занимает много места, но при этом заключает в себе, по сути, небольшой иконостас.
Складень 4-х створчатый
Время создания
XIX век
Размер
18,5x41,2 см
Техника
Медный сплав, литьё, синяя эмаль
Выставка
1
Открыть в приложении#1
Автор неизвестен
Складень 4-х створчатый
#2
#3
Изначально складни предназначались для отправления молитв во время долгих путешествий — и потому их называли путевыми иконами. На Руси их часто носили с собой воины, чтобы просить божественного покровительства перед битвами. Именно поэтому одним из самых распространенных образов на старинных складнях был святой Великомученик Пантелеймон, почитаемый как целитель и «врач безмездный».
Чаще всего в России встречались складни с тремя иконами, две створки которых закрывали среднюю часть. Форма триптиха символизировала Царские врата — традиционную составляющую церковного иконостаса. В сложенном виде складень становился квадратным. На его крышке, как правило, изображался Голгофский крест.
#8
Крышка складня с Голгофским крестом.
#9
В центре складеня-триптиха часто изображали Спаса, справа — Божию Матерь, а слева — Николая Угодника. Трехстворчатые иконы могли быть разного размера: нагрудные, нательные, киотные (поставные) и другие.
#5
Существовали и более сложные, необычные складни, например из четырех створок — как тот, что представлен в экспозиции. Их называли «полиптихами». А складень «двунадесятые праздники» состоял из 12 икон. Этот миниатюрный иконостас часто не только брали с собой в путешествия, но и размещали дома в красном углу.
Процесс создания складней был довольно кропотливым. Сначала изготавливали основу и петли. Иконы делали из меди, бронзы и дерева: карельской березы, липы или кипариса. Далее к работе приступал резчик. Готовые складни покрывали эмалью и украшали драгоценными камнями. Особенно ценными были складни, декорированные эмалью разных цветов.
#4
В 1722 году вышел указ, который запрещал «употреблять в церковных и частных домах резные и отливные иконы». В то время медное литье практически монополизировали старообрядцы, с которыми шла активная борьба. И медные складни, как тот, что представлен в экспозиции музея, стали встречаться все реже и реже.
#10
Тем не менее, старообрядцы продолжали нелегально производить такие иконы. Со временем они стали самостоятельным направлением в искусстве прошлых веков.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Складень 4-х створчатый
Время создания
XIX век
Размер
18,5x41,2 см
Техника
Медный сплав, литьё, синяя эмаль
Выставка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться