Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Калужская губерния»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Складень 4-х створчатый

Время создания
XIX век
Размер
18,5x41,2 см
Техника
Медный сплав, литьё, синяя эмаль
1
Открыть в приложении
#1
Автор неизвестен
Складень 4-х створчатый
#2
Складень представляет собой несколько икон, которые расположены на складывающихся створках, как правило, двух или трех. Эти створки соединены петлями. В сложенном виде складень не занимает много места, но при этом заключает в себе, по сути, небольшой иконостас.
#3
Изначально складни предназначались для отправления молитв во время долгих путешествий — и потому их называли путевыми иконами. На Руси их часто носили с собой воины, чтобы просить божественного покровительства перед битвами. Именно поэтому одним из самых распространенных образов на старинных складнях был святой Великомученик Пантелеймон, почитаемый как целитель и «врач безмездный».

Чаще всего в России встречались складни с тремя иконами, две створки которых закрывали среднюю часть. Форма триптиха символизировала Царские врата — традиционную составляющую церковного иконостаса. В сложенном виде складень становился квадратным. На его крышке, как правило, изображался Голгофский крест.
#8
Крышка складня с Голгофским крестом.
#9
В центре складеня-триптиха часто изображали Спаса, справа — Божию Матерь, а слева — Николая Угодника. Трехстворчатые иконы могли быть разного размера: нагрудные, нательные, киотные (поставные) и другие.
#5
Существовали и более сложные, необычные складни, например из четырех створок — как тот, что представлен в экспозиции. Их называли «полиптихами». А складень «двунадесятые праздники» состоял из 12 икон. Этот миниатюрный иконостас часто не только брали с собой в путешествия, но и размещали дома в красном углу.

Процесс создания складней был довольно кропотливым. Сначала изготавливали основу и петли. Иконы делали из меди, бронзы и дерева: карельской березы, липы или кипариса. Далее к работе приступал резчик. Готовые складни покрывали эмалью и украшали драгоценными камнями. Особенно ценными были складни, декорированные эмалью разных цветов.
#4
В 1722 году вышел указ, который запрещал «употреблять в церковных и частных домах резные и отливные иконы». В то время медное литье практически монополизировали старообрядцы, с которыми шла активная борьба. И медные складни, как тот, что представлен в экспозиции музея, стали встречаться все реже и реже.
#10
Тем не менее, старообрядцы продолжали нелегально производить такие иконы. Со временем они стали самостоятельным направлением в искусстве прошлых веков.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Складень 4-х створчатый

Время создания
XIX век
Размер
18,5x41,2 см
Техника
Медный сплав, литьё, синяя эмаль
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%