Меднолитая икона в форме складня поступила в музей в 1957 году.
Складнями называются небольшие иконки, состоящие из двух или нескольких частей. Они складываются и закрываются на специальное крепление. В древности предназначались либо для нательного ношения, либо для путешествий, поскольку они компактны, прочны и удобны в любой обстановке. Обычно складни отливались из сплава меди, очень редко вырезались из дерева.
Памятник представляет собой складень старообрядческого медного литья «Богоматерь Одигитрия. Избранные святые». На его левой створе находится образ Богоматери Одигитрии Смоленской. На правой створе — рельефные изображения ангела-хранителя, Зосимы и Савватия Соловецких. На полях отлит текст молитвы:
«ВСЕ УПОВАНІЕ МОЕ К ТЕБЭ ВОЗЛА (ГА)Ю М (А)ТИ Б (O)ЖІЯ СОХРАНИ / МЯ ВO СВОЕМЪ СИ КРОВЭ» — Всю надежду мою я на Тебя возлагаю, Матерь Божия, сохрани меня под покровом Твоим.
Изготовлена иконка из сплава меди по матрицам XVII века.
Первые образцы икон-складней были принесены на русскую землю из Византии. Люди требовали, чтобы не только в княжеских теремах, но и в каждом доме появился почитаемый образ. В короткий срок эта проблема могла быть решена только путем тиражирования металлических икон в литейных мастерских. Мастера, которые занимались созданием бронзовых и медных икон для христиан, имелись повсеместно. Первые образцы русской мелкой пластики полностью ориентировались на византийскую культуру, литейщики копировали принесенные образцы не только механическим путем, но и использовали их в качестве иконографических образцов.
Второй пик распространения меднолитых, особо прочных и огнестойких икон, приходится на XV–XVI века и связан с частыми пожарами. В тот же период формируется иконография многих новых канонизированных русских святых.
Следующий период развития литых икон связан со старообрядческим движением, когда во второй половине XVII века, после раскола в Русской церкви, противники реформ патриарха Никона были вынуждены бежать на незаселенные окраины государства и спасаться от преследования властей в глухих лесах. В таких сложных условиях именно старообрядцы сохранили и продолжили традиции литой пластики. Расцвет литья был вызван в том числе и практической необходимостью. Старообрядцам требовались прочные и компактные иконы, удобные для перевозки и хранения, а привычные деревянные иконы были слишком громоздкими и быстро ветшали.
Старообрядцы носили такие иконки на теле, и это не было их новшеством. Еще задолго до раскола в русской церковной традиции появилось понятие «путевая икона» — икона, которую можно было брать с собой в дорогу, на богомолье, в военный поход. В XVII веке все воины носили на груди православный образ в виде складня.
Складнями называются небольшие иконки, состоящие из двух или нескольких частей. Они складываются и закрываются на специальное крепление. В древности предназначались либо для нательного ношения, либо для путешествий, поскольку они компактны, прочны и удобны в любой обстановке. Обычно складни отливались из сплава меди, очень редко вырезались из дерева.
Памятник представляет собой складень старообрядческого медного литья «Богоматерь Одигитрия. Избранные святые». На его левой створе находится образ Богоматери Одигитрии Смоленской. На правой створе — рельефные изображения ангела-хранителя, Зосимы и Савватия Соловецких. На полях отлит текст молитвы:
«ВСЕ УПОВАНІЕ МОЕ К ТЕБЭ ВОЗЛА (ГА)Ю М (А)ТИ Б (O)ЖІЯ СОХРАНИ / МЯ ВO СВОЕМЪ СИ КРОВЭ» — Всю надежду мою я на Тебя возлагаю, Матерь Божия, сохрани меня под покровом Твоим.
Изготовлена иконка из сплава меди по матрицам XVII века.
Первые образцы икон-складней были принесены на русскую землю из Византии. Люди требовали, чтобы не только в княжеских теремах, но и в каждом доме появился почитаемый образ. В короткий срок эта проблема могла быть решена только путем тиражирования металлических икон в литейных мастерских. Мастера, которые занимались созданием бронзовых и медных икон для христиан, имелись повсеместно. Первые образцы русской мелкой пластики полностью ориентировались на византийскую культуру, литейщики копировали принесенные образцы не только механическим путем, но и использовали их в качестве иконографических образцов.
Второй пик распространения меднолитых, особо прочных и огнестойких икон, приходится на XV–XVI века и связан с частыми пожарами. В тот же период формируется иконография многих новых канонизированных русских святых.
Следующий период развития литых икон связан со старообрядческим движением, когда во второй половине XVII века, после раскола в Русской церкви, противники реформ патриарха Никона были вынуждены бежать на незаселенные окраины государства и спасаться от преследования властей в глухих лесах. В таких сложных условиях именно старообрядцы сохранили и продолжили традиции литой пластики. Расцвет литья был вызван в том числе и практической необходимостью. Старообрядцам требовались прочные и компактные иконы, удобные для перевозки и хранения, а привычные деревянные иконы были слишком громоздкими и быстро ветшали.
Старообрядцы носили такие иконки на теле, и это не было их новшеством. Еще задолго до раскола в русской церковной традиции появилось понятие «путевая икона» — икона, которую можно было брать с собой в дорогу, на богомолье, в военный поход. В XVII веке все воины носили на груди православный образ в виде складня.