В коллекции краеведческого музея хранятся восемь скифских мечей — акинаков. Все они были найдены на территории Липецкой области и датируются I тысячелетием до н. э., что свидетельствует о распространении здесь скифоидных племен. Скифы — это воинственные кочевники, которые господствовали в южных степях междуречья Дуная и Дона в период с VIII по III век до н. э.
Один из мечей был обнаружен в 2007 году в селе Никольское Усманского района школьником Михаилом Симаковым, когда он работал на огороде. Благодаря археологу и историку Александру Николаевичу Бессуднову находка не попала в частные коллекции, а была передана в Липецкий областной краеведческий музей. Акинак очень хорошо сохранился.
Общая длина клинка и рукояти с навершием составляет 51 см. Меч обладает брусковидным массивным навершием овальной формы с размерами 2×5,3×2,5 см. Стержень рукоятки имеет обычное трехсекторное сечение, клинок — двухлезвийный. Он ковался вместе с основанием рукоятки из одной заготовки с изготовлением ребра жесткости.
Меч датируется серединой VII столетия до н. э. Акинак выполнял не только функцию оружия, он подчеркивал высокий статус владельца и применялся для языческих ритуалов. У греческого историка Геродота (V век до н. э.) есть подробное описание скифского жертвоприношения богу войны.
Он писал, что «в каждой скифской области» были воздвигнуты специальные святилища: «горы хвороста нагромождены одна на другую на пространстве длиной и шириной почти в 3 стадии (около 600 м), в высоту же меньше. Наверху устроена четырехугольная площадка… От непогоды сооружение постоянно оседает, и потому приходится ежегодно наваливать сюда по полтораста возов хвороста. На каждом таком холме водружен древний железный меч. Это и есть кумир Ареса. Этому-то мечу ежегодно приносят в жертву коней и рогатый скот, и даже еще больше, чем прочим богам. Из каждой сотни пленников обрекают в жертву одного человека».
Большинство скифских клинков, которые были найдены в Подонье, представляют собой случайные находки. Их принадлежность к каким-либо древним поселениям не была установлена учеными. Все это позволяет говорить о том, что они были потеряны владельцами в ходе переселения или военного похода. Установить принадлежность мечей к культовым ритуалам не представляется возможным.
Один из мечей был обнаружен в 2007 году в селе Никольское Усманского района школьником Михаилом Симаковым, когда он работал на огороде. Благодаря археологу и историку Александру Николаевичу Бессуднову находка не попала в частные коллекции, а была передана в Липецкий областной краеведческий музей. Акинак очень хорошо сохранился.
Общая длина клинка и рукояти с навершием составляет 51 см. Меч обладает брусковидным массивным навершием овальной формы с размерами 2×5,3×2,5 см. Стержень рукоятки имеет обычное трехсекторное сечение, клинок — двухлезвийный. Он ковался вместе с основанием рукоятки из одной заготовки с изготовлением ребра жесткости.
Меч датируется серединой VII столетия до н. э. Акинак выполнял не только функцию оружия, он подчеркивал высокий статус владельца и применялся для языческих ритуалов. У греческого историка Геродота (V век до н. э.) есть подробное описание скифского жертвоприношения богу войны.
Он писал, что «в каждой скифской области» были воздвигнуты специальные святилища: «горы хвороста нагромождены одна на другую на пространстве длиной и шириной почти в 3 стадии (около 600 м), в высоту же меньше. Наверху устроена четырехугольная площадка… От непогоды сооружение постоянно оседает, и потому приходится ежегодно наваливать сюда по полтораста возов хвороста. На каждом таком холме водружен древний железный меч. Это и есть кумир Ареса. Этому-то мечу ежегодно приносят в жертву коней и рогатый скот, и даже еще больше, чем прочим богам. Из каждой сотни пленников обрекают в жертву одного человека».
Большинство скифских клинков, которые были найдены в Подонье, представляют собой случайные находки. Их принадлежность к каким-либо древним поселениям не была установлена учеными. Все это позволяет говорить о том, что они были потеряны владельцами в ходе переселения или военного похода. Установить принадлежность мечей к культовым ритуалам не представляется возможным.