Шлемофоны военных лет защищали красноармейца от травм головы и повышенного шума, а также обеспечивали связь. Их использовали экипажи боевых и специальных машин, пилоты, инженеры-техники и моряки на постах.
В годы Великой Отечественной войны у советских летчиков было несколько разновидностей шлемофонов — и отечественного, и зарубежного производства. Среди них были популярны немецкие модели с сетчатым верхом, а также американские и английские головные уборы, которые поступали из США по ленд-лизу — государственной программе помощи союзникам в Великой Отечественной войне. В итоге, когда в конце 1940-х годов в СССР началась разработка нового летного шлема, именно эти зарубежные образцы конструкторы взяли за основу.
В Музее боевой славы хранится зимний шлемофон Героя Советского Союза Сергея Захарова, который передали в фонды музея после смерти коломенца. Это мягкий кожаный шлем с утепленной подкладкой. Обычно к нему в комплект шли летные очки и кислородная маска.
Сергей Захаров родился 6 октября 1918 года и был третьим ребенком в семье крестьянина из деревни Кукишево Московской области. С 1938 по 1946 год он служил в рядах Советской армии. В 1938 году Коломенский военкомат направил Захарова в Борисоглебскую военную школу летчиков.
30 ноября 1939 года началась Советско-финляндская война. На ее заключительном этапе, в 1940 году, Захаров воевал в составе 45-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (СБАП). Боевые вылеты пилот совершал в дневное время.
В 1941 году Захаров стал слушателем 2-й Высшей школы штурманов ночных экипажей в Иванове. Здесь он переучился летать на дальнем бомбардировщике. Это был ночной моноплан — самолет с одной парой крыльев, — который разработал советский авиаконструктор Сергей Ильюшин. В марте 1942 года Захарова вместе с другими выпускниками отправили на фронт в только что созданный 752-й авиационный полк дальнего действия 24-й авиадивизии Авиации дальнего действия.
В апреле 1942 года Захаров совершил 25 тренировочных полетов, а уже ночью 1 мая состоялся его первый боевой вылет. Уже в самом начале отказал указатель скорости. Но с опытным штурманом Леонтием Глушенко Захарову удалось вывести самолет к указанной цели и уничтожить железнодорожные составы с техникой и немецкими солдатами на железнодорожном узле города Орла.
18 апреля 1943 года экипаж вылетел на бомбежку Кенигсберга. А 25 апреля за успешное выполнение боевой операции Президиум Верховного Совета СССР присвоил Захарову звание Героя Советского Союза с формулировкой «за геройский подвиг, проявленный при выполнении боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками».
В годы Великой Отечественной войны у советских летчиков было несколько разновидностей шлемофонов — и отечественного, и зарубежного производства. Среди них были популярны немецкие модели с сетчатым верхом, а также американские и английские головные уборы, которые поступали из США по ленд-лизу — государственной программе помощи союзникам в Великой Отечественной войне. В итоге, когда в конце 1940-х годов в СССР началась разработка нового летного шлема, именно эти зарубежные образцы конструкторы взяли за основу.
В Музее боевой славы хранится зимний шлемофон Героя Советского Союза Сергея Захарова, который передали в фонды музея после смерти коломенца. Это мягкий кожаный шлем с утепленной подкладкой. Обычно к нему в комплект шли летные очки и кислородная маска.
Сергей Захаров родился 6 октября 1918 года и был третьим ребенком в семье крестьянина из деревни Кукишево Московской области. С 1938 по 1946 год он служил в рядах Советской армии. В 1938 году Коломенский военкомат направил Захарова в Борисоглебскую военную школу летчиков.
30 ноября 1939 года началась Советско-финляндская война. На ее заключительном этапе, в 1940 году, Захаров воевал в составе 45-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (СБАП). Боевые вылеты пилот совершал в дневное время.
В 1941 году Захаров стал слушателем 2-й Высшей школы штурманов ночных экипажей в Иванове. Здесь он переучился летать на дальнем бомбардировщике. Это был ночной моноплан — самолет с одной парой крыльев, — который разработал советский авиаконструктор Сергей Ильюшин. В марте 1942 года Захарова вместе с другими выпускниками отправили на фронт в только что созданный 752-й авиационный полк дальнего действия 24-й авиадивизии Авиации дальнего действия.
В апреле 1942 года Захаров совершил 25 тренировочных полетов, а уже ночью 1 мая состоялся его первый боевой вылет. Уже в самом начале отказал указатель скорости. Но с опытным штурманом Леонтием Глушенко Захарову удалось вывести самолет к указанной цели и уничтожить железнодорожные составы с техникой и немецкими солдатами на железнодорожном узле города Орла.
18 апреля 1943 года экипаж вылетел на бомбежку Кенигсберга. А 25 апреля за успешное выполнение боевой операции Президиум Верховного Совета СССР присвоил Захарову звание Героя Советского Союза с формулировкой «за геройский подвиг, проявленный при выполнении боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками».