Первым шлемом, который разработали и запустили в массовое производство в СССР, стал СШ-36. Боевое крещение эта модель прошла во время войны в Испании, куда уборы поставляли республиканцам и интербригадам. Летом 1938 года их использовали в ходе боевых действий у озера Хасан. СШ-36 носили солдаты Красной Армии в боях на Халхин-Голе, где шлем получил прозвище «халхинголка».
Однако достаточно быстро обнаружились существенные недостатки шлема. Широкие скаты «халхинголки» мешали солдатам быстро передвигаться, большой козырек существенно закрывал обзор, а дешевая сталь плохо защищала от тяжелых пуль и осколков.
Поэтому в июне 1939 года был разработан новый шлем. Его начали поставлять в действующую армию, не отзывая предыдущую модель. Однако во время Зимней войны с Финляндией опытным путем выяснилось, что в новом образце подтулейное устройство, с помощью которого шлем держался на голове, не давало надевать его на теплую шапку. А специально разработанные для СШ-39 шерстяные подшлемники не спасали от обморожений.
В декабре 1940 года на снабжение Красной армии поступил стальной шлем СШ-40 с модифицированным подтулейником. Новую модель изготавливали из легированной броневой стали толщиной 1,2 миллиметра. Благодаря этому СШ-40 стал более устойчивым к пистолетным и винтовочным пулям. Начиная с 1940 года, в Красной Армии начали постепенно заменять СШ-36 на шлемы новой модели, однако этим планам помешало начало Великой Отечественной войны. В результате СШ-36 использовали вместе с СШ-40 примерно до 1943 года.
Подшлемное устройство СШ-40 состояло из трех частей-«лепестков», изготовленных из дерматина, искусственной кожи или ткани. В верхней части шлема они соединялись шнурком, предназначенным для регулировки посадки убора на голове. С внутренней стороны каждого лепестка находилась амортизационная подушечка, изготовленная из ваты. Брезентовый подбородный ремень состоял из двух половин, присоединенных к кольцам на боковых сторонах стального шлема. Одна из частей на свободном конце имела скользящую пряжку, конец другой половины был обжат полукруглой металлической оправкой. Масса металлической стальной части стального шлема составляла 800 граммов.
Однако достаточно быстро обнаружились существенные недостатки шлема. Широкие скаты «халхинголки» мешали солдатам быстро передвигаться, большой козырек существенно закрывал обзор, а дешевая сталь плохо защищала от тяжелых пуль и осколков.
Поэтому в июне 1939 года был разработан новый шлем. Его начали поставлять в действующую армию, не отзывая предыдущую модель. Однако во время Зимней войны с Финляндией опытным путем выяснилось, что в новом образце подтулейное устройство, с помощью которого шлем держался на голове, не давало надевать его на теплую шапку. А специально разработанные для СШ-39 шерстяные подшлемники не спасали от обморожений.
В декабре 1940 года на снабжение Красной армии поступил стальной шлем СШ-40 с модифицированным подтулейником. Новую модель изготавливали из легированной броневой стали толщиной 1,2 миллиметра. Благодаря этому СШ-40 стал более устойчивым к пистолетным и винтовочным пулям. Начиная с 1940 года, в Красной Армии начали постепенно заменять СШ-36 на шлемы новой модели, однако этим планам помешало начало Великой Отечественной войны. В результате СШ-36 использовали вместе с СШ-40 примерно до 1943 года.
Подшлемное устройство СШ-40 состояло из трех частей-«лепестков», изготовленных из дерматина, искусственной кожи или ткани. В верхней части шлема они соединялись шнурком, предназначенным для регулировки посадки убора на голове. С внутренней стороны каждого лепестка находилась амортизационная подушечка, изготовленная из ваты. Брезентовый подбородный ремень состоял из двух половин, присоединенных к кольцам на боковых сторонах стального шлема. Одна из частей на свободном конце имела скользящую пряжку, конец другой половины был обжат полукруглой металлической оправкой. Масса металлической стальной части стального шлема составляла 800 граммов.