Шлем красноармейца Шадрикова Н.И.
Время создания
первая четверть XX века
Размер
33x29 см
Техника
ткань
Коллекция
Выставка
4
Открыть в приложении #2
Шлем красноармейца — суконный шлем особого образца, форменный головной убор военнослужащих Рабоче-крестьянской Красной армии.
#3
История создания
#24
Согласно официальной советской версии, создание в феврале 1918 года вооружённых сил советского государства вызвало необходимость разработки для обмундирования красноармейцев единой формы одежды, отличающейся от прежней российской и иностранной военной формы одежды.
#16
Форма красноармейцев. 1918 год
С этой целью Народный комиссариат по военным делам РСФСР приказом от 7 мая 1918 года объявил конкурс по разработке нового обмундирования для военнослужащих РККА, в котором приняли участие известные русские художники В.М. Васнецов, Б.М. Кустодиев, М.Д. Езучевский, С.Т. Аркадьевский и другие.
#5
Ерихонки. Историческое описание одежды и вооружения российских войск, под ред. Висковатова А.В., Часть 1. — СПб. : Воен. тип., 1841–1862.— Илл. 054. Русское вооружение с XIV до второй половины XVII столетия. Шапки железные
18 декабря 1918 года на основании представленных на конкурс работ Революционного военного совета Республики утвердил новый тип зимнего головного убора — суконный шлем, формой напоминавший средневековую «ерихонку» или шелом с бармицей — часть доспехов былинных русских богатырей (за что в первое время получил обиходное название «богатырка»).
#17
Форма Русской императорской армии. Автор-художник В. Васнецов. 1916 год
В постсоветский период стала рассматриваться другая версия, что головной убор такой формы был разработан ранее, около 1915 года, для парада Победы Русской императорской армии в Берлине и Константинополе. Она была разработана художником Василием Васнецовым по заказу Двора Его Императорского Величества примерно в 1915–1916 годах. Пошита форма была концерном М.А. Второва на сибирских заводах и хранилась на армейских складах в Петрограде и в войска не поступала. Позднее данная форма была использована для обмундирования красноармейцев.
#23
Отличительным символом принадлежности к Красной армии являлась нашивная спереди над козырьком пятиконечная звезда диаметром базовой окружности 8,8 см из сукна, цвет которого зависел от рода войск (сил).
#7
Головной убор военнослужащего РККА
Приказом Народного Комиссариата по военным делам № 594 от 29 июля 1918 года было введено ношение на головных уборах металлического значка-эмблемы в виде покрытой красной эмалью пятиконечной звезды с перекрещенными плугом и молотом, которая прикреплялась в центре суконной звезды.
#8
Фрунзе М.В. (1885–1925) -революционер, советский государственный деятель, военачальник Красной армии во время Гражданской войны, военный теоретик
Первой же частью Красной армии, одетой по новому «образцу», стал Иваново-Вознесенский красногвардейский отряд, отправившийся на Восточный фронт в войска Михаила Фрунзе. Тогда новому головному убору дали новое прозвище: «фрунзевка». Следующими обладателями новой формы стали красноармейцы Первой конной армии Семена Буденного, где суконный шлем стали называть «будёновкой».
#9
Приказом Революционного военного совета Республики № 628 от 8 апреля 1919 года были установлены шесть цветов сукна для знаков различия родов войск (сил), полагавшегося также на обтяжку пуговиц шлема и нашивную звезду: для пехоты — малиновый, для кавалерии — синий, для артиллерии — померанцевый, для авиации — голубой, для инженерных войск — чёрный, для пограничных войск (которые в этот период также входили в состав РККА) — зелёный. Диаметр базовой окружности нашивной звезды был увеличен до 10,5 см.
#19
Приказом Революционного военного совета Республики № 322 от 31 января 1922 года был введён летний головной убор, изготовлявшийся из палаточного полотна или хлопчатобумажной ткани светло-серого или близкого к нему цвета и повторявший форму зимнего суконного шлема, но без застёгивающихся под подбородком отворотов назатыльника.
#18
Артиллерист Юрий Никулин в годы Советско-финской войны
Летний шлем являлся частью обмундирования красноармейцев на протяжении двух лет (поскольку в мае 1924 года вновь был заменён фуражкой), однако зимние будёновки продолжали использоваться, претерпев в 1922 году изменения фасона (став менее высокими и более округлыми по форме) и цвета сукна (который стал тёмно-серым).
В связи с изменением формы шлема уменьшился диаметр базовой окружности нашивной звезды (до 9,5 см), а 13 апреля 1922 года была изменена красноармейская эмблема, на которой вместо плуга и молота стали изображать официальную эмблему рабоче-крестьянского государства — серп и молот.
В связи с изменением формы шлема уменьшился диаметр базовой окружности нашивной звезды (до 9,5 см), а 13 апреля 1922 года была изменена красноармейская эмблема, на которой вместо плуга и молота стали изображать официальную эмблему рабоче-крестьянского государства — серп и молот.
В 1926 году вновь был изменён цвет сукна шлема (с тёмно-серого на защитный, соответствовавший цвету суконного обмундирования РККА образца 1924 года).
#10
Ворошилов К.Е. и Буденный С.М. во время парада на Красной площади в Москве
Приказом Революционного военного совета СССР № 415 от 2 августа 1926 года была упразднена суконная звезда, в связи с чем до отмены этого приказа в октябре того же года красноармейский значок-эмблема прикреплялся непосредственно на колпак шлема.
Различные модели и модификации будёновки использовались частями РККА, а также советской милицией (летний вариант) до начала 1940-х годов, когда её окончательно заменили фуражки, пилотки и зимние шапки-ушанки.
#25
Шапка-ушанка — зимний головной убор военнослужащего РККА с 1940 года
Официально будёновка была отменена приказом Народного комиссара обороны СССР № 187 от 5 июля 1940 года и заменена шапкой-ушанкой, так как в ходе советско-финской войны показала, что не обеспечивает достаточной теплозащиты в сильные морозы.
#11
Однако буденовка оставалась в действующих частях РККА на протяжении 1941-весны 1942 года, а кое-где (например, в тыловых частях, училищах, спецшколах, партизанских отрядах) её продолжали носить вплоть до 1944–1945 годов. Известны фотографии военнослужащих в будёновках, датируемые 1943 и началом 1944 года, а также фотографии освобождённых военнопленных в будёновках 1945 года.
В настоящее время она стала предметом коллекционирования любителей военной истории, популярным сувениром для иностранцев и является непременным атрибутом художественных фильмов и театральных постановок о Гражданской войне и Красной армии.
#12
Буденовка в искусстве
#13
Плакат «Ты записался добровольцем?» Автор — Д. Моор, 1920
Первыми произведениями революционного искусства, изображающими будёновку как неотъемлемый атрибут красноармейца, стали выпущенные в период Гражданской войны и интервенции агитационные плакаты, призывающие рабочих и крестьян вступать в ряды Красной армии. Наиболее известным из них является плакат Д. Моора «Ты записался добровольцем?» (1920).
#22
Лишь отмена ношения будёновки помешала ей стать настоящим геральдическим символом.
#14
Банкнота СССР. 1923 год
Однако использование её в этом качестве можно найти в советской архитектуре. Например, красноармейский шлем является центральной фигурой рельефа на фасаде здания Национального центра управления обороной в Москве (Фрунзенская наб., дом 22).
#21
В 1977 году режиссёром Игорем Вознесенским снят художественный фильм «Будёновка» по мотивам произведений А. Гайдара. Также она упоминается в песне «С чего начинается Родина».
#20
Кадр из кинофильма «Белое солнце пустыни»
Во многих кинофильмах буденовка использовалась, как часть актерского костюма красногвардейцев.
Как ярко выраженный политический атрибут, будёновка была у героя фильме «Свадьба в Малиновке» — деда Нечипора, которую он то надевает, то снова снимает со словами — «Опять власть меняется…»
#26
Вичугский городской художественный музей
читать дальшескрыть
Шлем красноармейца Шадрикова Н.И.
Время создания
первая четверть XX века
Размер
33x29 см
Техника
ткань
Коллекция
Выставка
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться