Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «История родного края»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Шлем красноармейца Шадрикова Н.И.

Время создания
1-я четверть XX века
Размер
33х29 см
Техника
ткань
4
Открыть в приложении
#2
Шлем красноармейца — суконный шлем особого образца, форменный головной убор военнослужащих Рабоче-крестьянской Красной армии. 
#3

История создания

#24
Согласно официальной советской версии, создание в феврале 1918 года вооружённых сил советского государства вызвало необходимость разработки для обмундирования красноармейцев единой формы одежды, отличающейся от прежней российской и иностранной военной формы одежды.
#16
Форма красноармейцев. 1918 год
С этой целью Народный комиссариат по военным делам РСФСР приказом от 7 мая 1918 года объявил конкурс по разработке нового обмундирования для военнослужащих РККА, в котором приняли участие известные русские художники В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, М. Д. Езучевский, С.Т. Аркадьевский и другие.
#5
Ерихонки. Историческое описание одежды и вооружения российских войск, под ред. Висковатова А.В., Часть 1. — СПб. : Воен. тип., 1841-1862.— Илл. 054. Русское вооружение с XIV до второй половины XVII столетия. Шапки железные.
18 декабря 1918 года на основании представленных на конкурс работ Революционного военного совета Республики утвердил новый тип зимнего головного убора — суконный шлем, формой напоминавший средневековую «ерихонку» или шелом с бармицей — часть доспехов былинных русских богатырей (за что в первое время получил обиходное название «богатырка»).
#17
Форма Русской императорской армии. Автор-художник В. Васнецов. 1916 год
В постсоветский период стала рассматриваться другая версия, что головной убор такой формы был разработан ранее, около 1915 года, для парада Победы Русской императорской армии в Берлине и Константинополе. Она была разработана художником Василием Васнецовым по заказу Двора Его Императорского Величества примерно в 1915–1916 годах. Пошита форма была концерном М.А. Второва на сибирских заводах и хранилась на армейских складах в Петрограде и в войска не поступала. Позднее данная форма была использована для обмундирования красноармейцев.
#23
Отличительным символом принадлежности к Красной армии являлась нашивная спереди над козырьком пятиконечная звезда диаметром базовой окружности 8,8 см из сукна, цвет которого зависел от рода войск (сил).
#7
Головной убор военнослужащего РККА
Приказом Народного Комиссариата по военным делам № 594 от 29 июля 1918 года было введено ношение на головных уборах металлического значка-эмблемы в виде покрытой красной эмалью пятиконечной звезды с перекрещенными плугом и молотом, которая прикреплялась в центре суконной звезды.
#8
Фрунзе М.В. (1885-1925) -революционер, советский государственный деятель, военачальник Красной армии во время Гражданской войны, военный теоретик
Первой же частью Красной армии, одетой по новому «образцу», стал Иваново-Вознесенский красногвардейский отряд, отправившийся на Восточный фронт в войска Михаила Фрунзе. Тогда новому головному убору дали новое прозвище: «фрунзевка». Следующими обладателями новой формы стали красноармейцы Первой конной армии Семена Буденного, где суконный шлем стали называть «будёновкой».
#9
Приказом Революционного военного совета Республики № 628 от 8 апреля 1919 года были установлены шесть цветов сукна для знаков различия родов войск (сил), полагавшегося также на обтяжку пуговиц шлема и нашивную звезду: для пехоты — малиновый, для кавалерии — синий, для артиллерии — померанцевый, для авиации — голубой, для инженерных войск — чёрный, для пограничных войск (которые в этот период также входили в состав РККА) — зелёный. Диаметр базовой окружности нашивной звезды был увеличен до 10,5 см. 
#19
Приказом Революционного военного совета Республики № 322 от 31 января 1922 года был введён летний головной убор, изготовлявшийся из палаточного полотна или хлопчатобумажной ткани светло-серого или близкого к нему цвета и повторявший форму зимнего суконного шлема, но без застёгивающихся под подбородком отворотов назатыльника.
#18
Артиллерист Юрий Никулин в годы Советско-финской войны
Летний шлем являлся частью обмундирования красноармейцев на протяжении двух лет (поскольку в мае 1924 года вновь был заменён фуражкой), однако зимние будёновки продолжали использоваться, претерпев в 1922 году изменения фасона (став менее высокими и более округлыми по форме) и цвета сукна (который стал тёмно-серым).

В связи с изменением формы шлема уменьшился диаметр базовой окружности нашивной звезды (до 9,5 см), а 13 апреля 1922 года был изменёна красноармейская эмблема, на которой вместо плуга и молота стали изображать официальную эмблему рабоче-крестьянского государства — серп и молот.
В 1926 году вновь был изменён цвет сукна шлема (с тёмно-серого на защитный, соответствовавший цвету суконного обмундирования РККА образца 1924 года).
#10
Ворошилов К.Е. и Буденный С.М. во время парада на Красной площади в Москве
Приказом Революционного военного совета СССР № 415 от 2 августа 1926 года была упразднена суконная звезда, в связи с чем до отмены этого приказа в октябре того же года красноармейский значок-эмблема прикреплялся непосредственно на колпак шлема.

Различные модели и модификации будёновки использовались частями РККА, а также советской милицией (летний вариант) до начала 1940-х годов, когда её окончательно заменили фуражки, пилотки и зимние шапки-ушанки.
#25
Шапка-ушанка — зимний головной убор военнослужащего РККА с 1940 года
Официально будёновка была отменена приказом Народного комиссара обороны СССР № 187 от 5 июля 1940 года и заменена шапкой-ушанкой, так как в ходе советско-финской войны показала, что не обеспечивает достаточной теплозащиты в сильные морозы.
#11
Однако буденовка оставалась в действующих частях РККА на протяжении 1941-весны 1942 года, а кое-где (например, в тыловых частях, училищах, спецшколах, партизанских отрядах) её продолжали носить вплоть до 1944–1945 годов. Известны фотографии военнослужащих в будёновках, датируемые 1943 и началом 1944 года, а также фотографии освобождённых военнопленных в будёновках 1945 года.

В настоящее время она стала предметом коллекционирования любителей военной истории, популярным сувениром для иностранцев и является непременным атрибутом художественных фильмов и театральных постановок о Гражданской войне и Красной армии.

#12

Буденовка в искусстве

#13
Плакат  «Ты записался добровольцем?» Автор — Д. Моор, 1920
Первыми произведениями революционного искусства, изображающими будёновку как неотъемлемый атрибут красноармейца, стали выпущенные в период Гражданской войны и интервенции агитационные плакаты, призывающие рабочих и крестьян вступать в ряды Красной армии. Наиболее известным из них является плакат Д. Моора «Ты записался добровольцем?» (1920).
#22
Лишь отмена ношения будёновки помешала ей стать настоящим геральдическим символом.   
#14
Банкнота СССР. 1923 год
Однако использование её в этом качестве можно найти в советской архитектуре. Например, красноармейский шлем является центральной фигурой рельефа на фасаде здания Национального центра управления обороной в Москве (Фрунзенская наб., дом 22).
#21
В 1977 году режиссёром Игорем Вознесенским снят художественный фильм «Будёновка» по мотивам произведений А. Гайдара. Также она упоминается в песне «С чего начинается Родина».
#20
Кадр из кинофильма «Белое солнце пустыни»
Во многих кинофильмах буденовка использовалась, как часть актерского костюма красногвардейцев.

Как ярко выраженный политический атрибут, будёновка была у героя фильме «Свадьба в Малиновке» — деда Нечипора, которую он то надевает, то снова снимает  со словами — «Опять власть меняется…»
#26
читать дальшескрыть

Шлем красноармейца Шадрикова Н.И.

Время создания
1-я четверть XX века
Размер
33х29 см
Техника
ткань
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%