Шлафрок, хранящийся в Музее Москвы, относится к 1870–1880-м годам. Он выполнен из шерсти в широкую полоску с растительным и геометрическим орнаментом по черному и терракотовому тону, длиной до пола, с семнадцатью пуговицами из черного бархата.
Указом Петра Великого в январе 1700 года всем боярам, дворянам и чиновникам предписывалось в обязательном порядке заменить национальные русские одеяния на модные европейские платья. Ориентиром служили немецкие и французские наряды. Теперь в свете мужчины должны были носить кюлоты, камзол, чулки, воротник жабо, а в домашней обстановке обязаны были надевать шлафрок, или шлафор, который шили из шелка, атласа, бархата.
Классический шлафрок, больше всего напоминающий халат с широким запахом, затягивался витым шнуром с кисточками на конце. По длине он обычно доходил до лодыжек. Никаких пуговиц шлафрок не предполагал, зато у него были воротник и карманы. Дворяне, бояре и чиновники носили его с феской (восточный головной убор) и домашними туфлями без задников. Обладатели шлафроков, среди которых были и мужчины, и женщины, ценили этот предмет гардероба за комфорт: он был теплым и удобным. В нарядно выглядевших шлафроках мужчины даже могли принять гостей, если те прибыли к ним в дом с неофициальным визитом. Для женщин условия ношения шлафрока были еще более конкретными: попасться людям на глаза в этой просторной одежде они могли лишь в первой половине дня, когда занимались хозяйственными делами.
Шлафрок часто упоминается в произведениях русских писателей. Так, в старом и поношенном шлафроке ходил главный герой романа Ивана Гончарова «Обломов», а в повести Ивана Тургенева «Два помещика» один из героев ходил в халате и вовсе круглый год. Шлафрок носят персонажи сразу двух произведений Александра Пушкина: «Евгения Онегина» и «Метели». Газета «Молва» в 1832 году рекомендовала модникам шить шлафроки из дамских турецких шалей. У Фёдора Достоевского в «Братьях Карамазовых» в домашнем шлафроке с черной шалью и в туфлях выступает госпожа Хохлакова.