Деревянную шкатулку с мстёрской росписью Павел Петрович Бажов использовал в качестве табакерки. На крышке изображена известная картина Ивана Шишкина «Утро в сосновом бору» в репродукции художника Голышева, работа была выполнена в 1948 году.
Мстёра — один из видов русского народного творчества, названный в честь населенного пункта во Владимирской области. Изначально в Мстёре занимались иконописью — село считалось одним из крупнейших на Руси центров промысла. К началу ХХ века, а особенно после 1917 года, изготовление икон прекратилось. Поэтому, продолжая старые традиции, в Мстёре начали расписывать шкатулки лаковыми миниатюрами.
В первые советские годы художники, образовавшие привычные по тем временам артели, рисовали буквально на всем: на мелких деревянных предметах, матрешках, металлических подносах, как это делалось на Урале в Нижнем Тагиле или в Жостово; они расписывали кухонную утварь, папиросницы и даже холсты. После Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года, где мстёрцы познакомились с произведениями художников знаменитого Палеха, они наконец выбрали стиль и материалы, которые с тех пор стали традиционными: роспись начали делать темперой на папье-маше, затем все изделие покрывалось лаком.
В середине прошлого века в мстёрской миниатюре бытовало два направления: одно осваивало реализм, второе являлось традиционным — условным, близким к иконописи. Рисунок выполнялся на выбеленной части и только на крышке шкатулки, в отличие от Палеха. Обязательной была своеобразная золотая рамка на черном фоне, за границей изображения, и покрытая красной краской внутренняя часть шкатулки.
В тематическом плане живопись Мстёры представляла собой бытовые и исторические сюжеты, чаще групповые. Изображались также животные и архитектурные памятники: крепости, дворцы. Как и во многих других промыслах, особой темой был русский фольклор. После смерти Бажова стали появляться мстёрские шкатулки, расписанные по его сказам «Каменный цветок», «Медной горы Хозяйка».
Мстёра — один из видов русского народного творчества, названный в честь населенного пункта во Владимирской области. Изначально в Мстёре занимались иконописью — село считалось одним из крупнейших на Руси центров промысла. К началу ХХ века, а особенно после 1917 года, изготовление икон прекратилось. Поэтому, продолжая старые традиции, в Мстёре начали расписывать шкатулки лаковыми миниатюрами.
В первые советские годы художники, образовавшие привычные по тем временам артели, рисовали буквально на всем: на мелких деревянных предметах, матрешках, металлических подносах, как это делалось на Урале в Нижнем Тагиле или в Жостово; они расписывали кухонную утварь, папиросницы и даже холсты. После Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года, где мстёрцы познакомились с произведениями художников знаменитого Палеха, они наконец выбрали стиль и материалы, которые с тех пор стали традиционными: роспись начали делать темперой на папье-маше, затем все изделие покрывалось лаком.
В середине прошлого века в мстёрской миниатюре бытовало два направления: одно осваивало реализм, второе являлось традиционным — условным, близким к иконописи. Рисунок выполнялся на выбеленной части и только на крышке шкатулки, в отличие от Палеха. Обязательной была своеобразная золотая рамка на черном фоне, за границей изображения, и покрытая красной краской внутренняя часть шкатулки.
В тематическом плане живопись Мстёры представляла собой бытовые и исторические сюжеты, чаще групповые. Изображались также животные и архитектурные памятники: крепости, дворцы. Как и во многих других промыслах, особой темой был русский фольклор. После смерти Бажова стали появляться мстёрские шкатулки, расписанные по его сказам «Каменный цветок», «Медной горы Хозяйка».