Черная лакированная китайская шкатулка стоит в спальне Анны, сестры Владимира Ульянова. У нее на правах старшей дочери и гимназистки была в доме отдельная комната, как у братьев Саши и Володи.
Шкатулка сделана из папье-маше — смеси размельченных мокрых бумажных и картонных волокон с клеящими веществами вроде крахмального клейстера, гипса и других. Откидная крышка с металлическими петельками и торцы расписаны золотой краской. Художник детально изобразил бытовые сценки из жизни китайцев.
Техника папье-маше появилась в Китае. В ходе раскопок в этой стране археологи обнаружили древние доспехи и шлемы из папье-маше, для жесткости покрытые несколькими слоями лака. Эти доспехи могли выдержать стрелу или удар мечом. Ученые датировали их очень приблизительно — от 202 года до нашей эры до 220 года нашей эры.
Из Китая папье-маше попало в Японию, затем на Ближний Восток, а оттуда в Европу. В середине XVII века во Франции, а затем и в Англии стали популярны куклы из этого материала. В Россию эта техника попала во время правления Петра I. В XVIII веке из папье-маше научились производить шкатулки, табакерки, ларцы, портсигары. Заготовки делали следующим образом: листы бумаги или картона резали на ленты одной ширины и складывали вместе. Слои промазывали клейстером и накручивали на болванки, затем получившуюся катушку клали под пресс в несколько тонн. После завязавшееся папье-маше высушивали, пропитывали льняным маслом и выдерживали несколько суток в сушильных шкафах. Папье-маше темнело и становилось прочным, как дерево.
В селе Федоскино впервые стали покрывать шкатулки из папье-маше лаком и расписывать миниатюрами. Такую роспись называли лукутинскими лаками — по фамилии владельца фабрики по производству бытовых предметов из папье-маше Петра Лукутина.
Лаковое покрытие шкатулок оставалось твердым и гибким после высыхания, не реагировало на горячую воду, ничем не пахло. В нем не заводились жучки-древоточцы или плесневые грибки. Лак был дешевым, гигиеничным и функциональным: его можно было расписывать, резать, наносить на любую поверхность, плоскую и фигурную, на дерево, папье-маше, просто на бумагу.
Всего в России сформировалось четыре школы лаковой миниатюры: Палех, Мстёра, Холуй и Федоскино. Это единственная манера русской традиционной росписи, не связанная с иконописью.
Шкатулка сделана из папье-маше — смеси размельченных мокрых бумажных и картонных волокон с клеящими веществами вроде крахмального клейстера, гипса и других. Откидная крышка с металлическими петельками и торцы расписаны золотой краской. Художник детально изобразил бытовые сценки из жизни китайцев.
Техника папье-маше появилась в Китае. В ходе раскопок в этой стране археологи обнаружили древние доспехи и шлемы из папье-маше, для жесткости покрытые несколькими слоями лака. Эти доспехи могли выдержать стрелу или удар мечом. Ученые датировали их очень приблизительно — от 202 года до нашей эры до 220 года нашей эры.
Из Китая папье-маше попало в Японию, затем на Ближний Восток, а оттуда в Европу. В середине XVII века во Франции, а затем и в Англии стали популярны куклы из этого материала. В Россию эта техника попала во время правления Петра I. В XVIII веке из папье-маше научились производить шкатулки, табакерки, ларцы, портсигары. Заготовки делали следующим образом: листы бумаги или картона резали на ленты одной ширины и складывали вместе. Слои промазывали клейстером и накручивали на болванки, затем получившуюся катушку клали под пресс в несколько тонн. После завязавшееся папье-маше высушивали, пропитывали льняным маслом и выдерживали несколько суток в сушильных шкафах. Папье-маше темнело и становилось прочным, как дерево.
В селе Федоскино впервые стали покрывать шкатулки из папье-маше лаком и расписывать миниатюрами. Такую роспись называли лукутинскими лаками — по фамилии владельца фабрики по производству бытовых предметов из папье-маше Петра Лукутина.
Лаковое покрытие шкатулок оставалось твердым и гибким после высыхания, не реагировало на горячую воду, ничем не пахло. В нем не заводились жучки-древоточцы или плесневые грибки. Лак был дешевым, гигиеничным и функциональным: его можно было расписывать, резать, наносить на любую поверхность, плоскую и фигурную, на дерево, папье-маше, просто на бумагу.
Всего в России сформировалось четыре школы лаковой миниатюры: Палех, Мстёра, Холуй и Федоскино. Это единственная манера русской традиционной росписи, не связанная с иконописью.