Вторая половина XIX века стала временем расцвета русской жанровой живописи. Жанровой называется живопись с бытовыми сценами из повседневности какой-либо эпохи, где авторы показывают характерные детали быта и самые типичные черты своих современников.
После отмены крепостного права в 1861 году русское искусство все чаще обращалось к национальным корням, традиционной народной культуре. Главным героем произведений стал простой человек и его окружение. Народная тема раскрывалась в типажах уличных торговцев, в полюбившихся публике деревенских сюжетах: русской пляске, крестьянском семействе, зимних и летних тройках, чаепитиях. Они пользовались необычайным спросом и со временем стали своеобразной классикой лукутинской лаковой миниатюры.
Лукутины уделяли большое внимание художественному качеству своих изделий. Для рабочих они выписывали журналы «Нива», «Огонек», «Художественный листок», а мастера с помощью кальки копировали оттуда изображения.
Композицию «Чаепитие» лукутинские мастера, вероятно, скопировали с фотографии Иоганна Манштейна, опубликованной в журнале «Нива». Ее множество раз повторяли на изделиях фабрики в разных вариантах. Миниатюра в собрании музея — один из таких вариантов.
Сюжет росписи незамысловат: два приказчика из торговой лавки неспешно пьют чай. На фотографии была еще и третья фигура — полового (трактирного официанта). Но в лаковой росписи ее нет.
Шкатулка «Чаепитие» — яркий пример народной бытовой темы. Композиция на темно-вишневом фоне отличается простотой и гармонией. Красный цвет рубахи и жилета приказчиков, столь любимый в народе, контрастирует с белым цветом передников и посуды на столе.
Художник предельно реалистично изобразил персонажей, наделив каждого мужчину собственным характером и особенностями внешности. Их живые лица, детально выписанная одежда и общая лаконичность композиции помогли создать простой и душевный образ.
Сюжет не раз повторялся на предметах фабрики Лукутиных и лаковых мастерских Вишняковых: приказчики встречались на шкатулках, чайницах, пресс-папье, спичечницах. Полюбившийся образ по-новому перерабатывали и художники-миниатюристы ХХ века. Они отражали в лаковых росписях особенности уже нового быта.
После отмены крепостного права в 1861 году русское искусство все чаще обращалось к национальным корням, традиционной народной культуре. Главным героем произведений стал простой человек и его окружение. Народная тема раскрывалась в типажах уличных торговцев, в полюбившихся публике деревенских сюжетах: русской пляске, крестьянском семействе, зимних и летних тройках, чаепитиях. Они пользовались необычайным спросом и со временем стали своеобразной классикой лукутинской лаковой миниатюры.
Лукутины уделяли большое внимание художественному качеству своих изделий. Для рабочих они выписывали журналы «Нива», «Огонек», «Художественный листок», а мастера с помощью кальки копировали оттуда изображения.
Композицию «Чаепитие» лукутинские мастера, вероятно, скопировали с фотографии Иоганна Манштейна, опубликованной в журнале «Нива». Ее множество раз повторяли на изделиях фабрики в разных вариантах. Миниатюра в собрании музея — один из таких вариантов.
Сюжет росписи незамысловат: два приказчика из торговой лавки неспешно пьют чай. На фотографии была еще и третья фигура — полового (трактирного официанта). Но в лаковой росписи ее нет.
Шкатулка «Чаепитие» — яркий пример народной бытовой темы. Композиция на темно-вишневом фоне отличается простотой и гармонией. Красный цвет рубахи и жилета приказчиков, столь любимый в народе, контрастирует с белым цветом передников и посуды на столе.
Художник предельно реалистично изобразил персонажей, наделив каждого мужчину собственным характером и особенностями внешности. Их живые лица, детально выписанная одежда и общая лаконичность композиции помогли создать простой и душевный образ.
Сюжет не раз повторялся на предметах фабрики Лукутиных и лаковых мастерских Вишняковых: приказчики встречались на шкатулках, чайницах, пресс-папье, спичечницах. Полюбившийся образ по-новому перерабатывали и художники-миниатюристы ХХ века. Они отражали в лаковых росписях особенности уже нового быта.