Шкафы-буфеты появились еще в Средневековье, однако вид, близкий к современному, приобрели в XVI веке. Первые такие шкафы для хранения посуды стали изготавливать во Франции, их обязательными элементами были дверки и полочки.
В XVII веке во Франции появились угловые шкафы. На их полки выставляли фарфоровую посуду и семейное серебро. Шкафы могли быть одноярусными и двухъярусными, а дверцы оборудовали различными замками и запорными механизмами. Между нижней и верхней частями буфета находился стол с просторной нишей. Во Франции в ней обычно держали вазы с фруктами и бутылки с вином, а в Германии расставляли сувениры, декоративные изделия и пивные кружки.
В Италии в XVI–XVII веках главным стилем был барокко. Местные мебельщики изготавливали шкафы-буфеты, которые украшали богатой рельефной резьбой и различными декоративными элементами. Чаще всего буфеты красили темными и яркими масляными красками, реже — в светлые оттенки.
Итальянский буфет из коллекции музея имеет прямоугольную форму и два яруса. К передним стенкам верхнего яруса прикреплены две дверцы, которые украшает накладная резьба из мореного дуба с библейским сюжетом. Нижние ящики запираются на ключ, а личинки замков сделаны в виде львиных голов. Боковые стенки изготовлены из фанеры и отделаны узкими планками. Плинтуса шкафа-буфета рельефные, а карниз завершается массивным резным фронтоном — несколькими ступенчатыми планками с резным орнаментом. Массивный буфет стоит на точеных круглых ножках.
В России шкафы-буфеты начали изготавливать только в XIX веке. Они отличались друг от друга по размерам и высоте, соотношению глухих, или закрытых, и остекленных частей конструкции, а также декоративным оформлением, величиной и отделкой карнизов и ножек. Для столовых буфеты часто делали невысокими и вытянутыми в длину. Однако существовали и высокие варианты — шкафы-горки. Такое название этот вариант буфета получил по способу, которым в нем хранили посуду: тарелки или чашки расставляли горкой, одну в другую.
Особое внимание уделяли украшению буфетов. Ножки к шкафам приделывали нечасто, чаще всего нижнюю часть изготавливали «в пол» и украшали тяжелым и массивным плинтусом. К нижнему ярусу шкафа крепили глухие дверцы, над которыми располагались выдвижные ящики. Верхний ярус также был оборудован дверцами, глухими или остекленными.
В XX веке буфеты выпускали массово и особо не украшали. Небольшие кухонные помещения не позволяли ставить в них массивные, поэтому со временем буфеты заменили низкие и более компактные серванты.
В XVII веке во Франции появились угловые шкафы. На их полки выставляли фарфоровую посуду и семейное серебро. Шкафы могли быть одноярусными и двухъярусными, а дверцы оборудовали различными замками и запорными механизмами. Между нижней и верхней частями буфета находился стол с просторной нишей. Во Франции в ней обычно держали вазы с фруктами и бутылки с вином, а в Германии расставляли сувениры, декоративные изделия и пивные кружки.
В Италии в XVI–XVII веках главным стилем был барокко. Местные мебельщики изготавливали шкафы-буфеты, которые украшали богатой рельефной резьбой и различными декоративными элементами. Чаще всего буфеты красили темными и яркими масляными красками, реже — в светлые оттенки.
Итальянский буфет из коллекции музея имеет прямоугольную форму и два яруса. К передним стенкам верхнего яруса прикреплены две дверцы, которые украшает накладная резьба из мореного дуба с библейским сюжетом. Нижние ящики запираются на ключ, а личинки замков сделаны в виде львиных голов. Боковые стенки изготовлены из фанеры и отделаны узкими планками. Плинтуса шкафа-буфета рельефные, а карниз завершается массивным резным фронтоном — несколькими ступенчатыми планками с резным орнаментом. Массивный буфет стоит на точеных круглых ножках.
В России шкафы-буфеты начали изготавливать только в XIX веке. Они отличались друг от друга по размерам и высоте, соотношению глухих, или закрытых, и остекленных частей конструкции, а также декоративным оформлением, величиной и отделкой карнизов и ножек. Для столовых буфеты часто делали невысокими и вытянутыми в длину. Однако существовали и высокие варианты — шкафы-горки. Такое название этот вариант буфета получил по способу, которым в нем хранили посуду: тарелки или чашки расставляли горкой, одну в другую.
Особое внимание уделяли украшению буфетов. Ножки к шкафам приделывали нечасто, чаще всего нижнюю часть изготавливали «в пол» и украшали тяжелым и массивным плинтусом. К нижнему ярусу шкафа крепили глухие дверцы, над которыми располагались выдвижные ящики. Верхний ярус также был оборудован дверцами, глухими или остекленными.
В XX веке буфеты выпускали массово и особо не украшали. Небольшие кухонные помещения не позволяли ставить в них массивные, поэтому со временем буфеты заменили низкие и более компактные серванты.