Шишкинские писаницы — это серия наскальных рисунков на берегу реки Лены в Качугском районе Иркутской области. Их считают одним из самых известных и крупных памятников наскального искусства в Сибири. В общей сложности на поверхности скал обнаружили более 3000 древних рисунков. Протяженность территории составляет 3,5 километра.
В Иркутском краеведческом музее можно увидеть изображения шишкинских петроглифов, которые были скопированы учеными и художниками. После публикации этих рисунков их напечатали на пленке и поместили на планшеты в рамках выставки.
Писаницы открыл в начале XVIII века немецкий ученый Герхард Фридрих Миллер. Во время экспедиции по Сибири он 10 дней провел на берегу Лены. Местные жители рассказали исследователю о наскальных рисунках, и он даже отправил художника Люрениуса скопировать их, но серьезного интереса к находке не проявил.
Во второй раз Шишкинские писаницы открыл иркутский археолог и академик Алексей Окладников в 1929 году. Когда он был студентом, его отправили на практику в деревню Шишкино. Там молодой ученый узнал от местных жителей о древних рисунках на скалах. Окладников изучал и описывал Шишкинскую писаницу на протяжении многих лет.
Самые ранние сохранившиеся рисунки ученый датировал эпохой позднего неолита (4200–5200 лет назад), а самые поздние — XVI–XIX веком нашей эры.
Обычно под словом «петроглифы» подразумевали рисунки, изображенные на скалах. На Шишкинской писанице они выполнены разными способами: в технике протира, выбивки, процарапанными линиями, а некоторые силуэты подкрашивали охрой в красный цвет. Фигуры людей и реальных животных соседствовали с силуэтами мифических зверей, а также сценами из бытовой и хозяйственной жизни человека. Значение древних рисунков до сих пор исследуется учеными и вызывает дискуссии.
В 1948 году благодаря стараниям археологов Алексея Окладникова и Павла Хороших писаницу поставили на государственный учет и стали охранять. Однако в ХХ–XXI веках археологический памятник оказался под угрозой исчезновения: горная порода на протяжении многих лет разрушалась, кроме того, люди оставляли рядом с древними рисунками свои автографы. Тогда было принято решение описать, скопировать и изучить петроглифы с применением новых методов и технологий.
В Иркутском краеведческом музее можно увидеть изображения шишкинских петроглифов, которые были скопированы учеными и художниками. После публикации этих рисунков их напечатали на пленке и поместили на планшеты в рамках выставки.
Писаницы открыл в начале XVIII века немецкий ученый Герхард Фридрих Миллер. Во время экспедиции по Сибири он 10 дней провел на берегу Лены. Местные жители рассказали исследователю о наскальных рисунках, и он даже отправил художника Люрениуса скопировать их, но серьезного интереса к находке не проявил.
Во второй раз Шишкинские писаницы открыл иркутский археолог и академик Алексей Окладников в 1929 году. Когда он был студентом, его отправили на практику в деревню Шишкино. Там молодой ученый узнал от местных жителей о древних рисунках на скалах. Окладников изучал и описывал Шишкинскую писаницу на протяжении многих лет.
Самые ранние сохранившиеся рисунки ученый датировал эпохой позднего неолита (4200–5200 лет назад), а самые поздние — XVI–XIX веком нашей эры.
Обычно под словом «петроглифы» подразумевали рисунки, изображенные на скалах. На Шишкинской писанице они выполнены разными способами: в технике протира, выбивки, процарапанными линиями, а некоторые силуэты подкрашивали охрой в красный цвет. Фигуры людей и реальных животных соседствовали с силуэтами мифических зверей, а также сценами из бытовой и хозяйственной жизни человека. Значение древних рисунков до сих пор исследуется учеными и вызывает дискуссии.
В 1948 году благодаря стараниям археологов Алексея Окладникова и Павла Хороших писаницу поставили на государственный учет и стали охранять. Однако в ХХ–XXI веках археологический памятник оказался под угрозой исчезновения: горная порода на протяжении многих лет разрушалась, кроме того, люди оставляли рядом с древними рисунками свои автографы. Тогда было принято решение описать, скопировать и изучить петроглифы с применением новых методов и технологий.