Ширма — предмет интерьера на стыке мебельного искусства и живописи. Возникшие в Китае приблизительно в VII в., в русский интерьер они попали из Европы, о чем свидетельствует их название, происходящее от немецкого Schirm — «защита», «заслон». Ширмы выполнялись из дерева, ткани, бумаги, стекла, декорировались в различных техниках, их высота и форма варьировались в зависимости от назначения.
1 / 2
Ширмочка оконная
Время создания
середина XIX века
Место создания
Россия
Размер
136x70 см
Техника
стекло, дерево; роспись, окраска, роспись золотом
Коллекция
Выставка
2
Открыть в приложении#2
#11
До и после реставрации
#12
Принадлежавшие А. Д. Шереметеву оконные ширмы впервые упоминаются в дворцовой описи имущества графа, составленной в начале 1870-х гг. Комплекс из десяти предметов, выполненных в одной технике и имеющий сходные размеры, несомненно, предназначался для убранства интерьеров многочисленных петербургских или московских владений Шереметевых. На реставрацию поступила ширмочка в стиле «шинуазри». На стеклянных вставках, закрытых дублирующими стеклами, в орнаментальных резервах изображены фигуры китайца и китаянки на фоне пейзажа с пагодами и экзотическими растениями.
#23
Состояние сохранности
#14
До реставрации
#16
Состояние сохранности росписи было удручающим: наблюдались осыпи и шелушение, большие участки живописного слоя были утрачены. К дублирующим стеклам прилипли осыпавшиеся чешуйки красочного слоя, что вызвало глубокую коррозию стекла. Задача реставраторов усложнялась и тем, что при декорировании был избран способ «холодной» росписи.
#24
Реставрация
#17
На первом этапе реставрации был произведен демонтаж рамы для последующей ее реставрации специалистом в этой области
#18
Предреставрационное исследование стеклянной основы включало в себя анализы пигментов и связующего красочного слоя. От результатов анализов, выполненных под руководством И. В. Бурцевой, зависел выбор дальнейшей стратегии и материалов для работы. Были подобраны растворители для очистки стеклянной основы и сохранившегося красочного слоя, а также состав для укрепления красочного слоя.
#19
После укрепления акриловой клеевой композицией чешуйки красочного слоя укладывались на место с помощью термошпателя через фторопластовую пленку
#27
После укрепления и очистки по разработанной методике в местах, где роспись была утрачена, рисунок был восполнен по контурам в цвет оригинала специальными красками (с учетом принципа обратимости реставрации). Места коррозии на дублирующих стеклах были покрыты консервирующим кремнийорганическим составом.
#20
В процессе реставрации
#28
В ходе изучения ширм был обнаружен небольшой фрагмент пробкового дерева, служивший амортизирующей прокладной между стеклами. Было решено повторить аутентичные прокладки при монтаже стекол в раму. Последним этапом стал монтаж стекол в отреставрированную раму, для которой были изготовлены ножки для возможности вертикального экспонирования.
#29
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
читать дальшескрыть
Ширмочка оконная
Время создания
середина XIX века
Место создания
Россия
Размер
136x70 см
Техника
стекло, дерево; роспись, окраска, роспись золотом
Коллекция
Выставка
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться