Среди находок на территории Свято-Троицкого монастыря выделяется одна из наиболее редких — каменная иконка. Ее удалось обнаружить во время экспедиции и раскопок 1956 года. Иконка прямоугольной формы. На одной ее стороне был изображен святой с нимбом. На другой — преклоненное в коленях мужское изображение в профиль. Правая рука фигуры вытянута и чуть приподнята.
Автор находки, Седов Валентин Васильевич, отмечал схематизм изображения, технику резьбы, непропорциональность частей тела фигур. Было выдвинуто предположение, что иконку изготовил местный мастер, который, по всей видимости, был знаком с белокаменной резьбой Владимиро-Суздальской земли и по памяти пытался изобразить детали фигур.
Исследователем древнерусской мелкой пластики Татьяной Васильевной Николаевой иконка была датирована первой четвертью XIII века. Она атрибутировала фигуры как Иоанна Предтечу с крестом и Иоанна Богослова, однако есть и другая точка зрения по этому поводу.
Свой взгляд на происхождение иконки предложил Василий Григорьевич Пуцко. Он основывался на многочисленных аналогиях западноевропейского искусства и интерпретировал одну из фигур как изображение стоящего Христа с крестом в руках.
О второй, молящейся, фигуре исследователь также высказал гипотезу. Он отметил, что на изображении нет нимба, а следовательно, это не святой. Кроме того, ученый заметил, что подол на изображении был украшен геометрическими мотивами, которые видны из-под короткой одежды. Их он атрибутировал как альбу — часть литургического облачения католического священнослужителя.
Василий Григорьевич сделал вывод, что резчиком в качестве примера была использована композиция, которая изображала Христа с предстоящим в молитвенной позе духовным лицом, но при изготовлении иконки изображения были помещены на разные стороны.
Василий Пуцко отметил, что в представленном предмете прослеживается иконография западного происхождения, которая явно связана с искусством крестоносцев. Наиболее вероятно, русским мастером был воспроизведен чужеземный образец, который мог попасть на территорию Руси из Палестины или других земель в начале XIII века.
Автор находки, Седов Валентин Васильевич, отмечал схематизм изображения, технику резьбы, непропорциональность частей тела фигур. Было выдвинуто предположение, что иконку изготовил местный мастер, который, по всей видимости, был знаком с белокаменной резьбой Владимиро-Суздальской земли и по памяти пытался изобразить детали фигур.
Исследователем древнерусской мелкой пластики Татьяной Васильевной Николаевой иконка была датирована первой четвертью XIII века. Она атрибутировала фигуры как Иоанна Предтечу с крестом и Иоанна Богослова, однако есть и другая точка зрения по этому поводу.
Свой взгляд на происхождение иконки предложил Василий Григорьевич Пуцко. Он основывался на многочисленных аналогиях западноевропейского искусства и интерпретировал одну из фигур как изображение стоящего Христа с крестом в руках.
О второй, молящейся, фигуре исследователь также высказал гипотезу. Он отметил, что на изображении нет нимба, а следовательно, это не святой. Кроме того, ученый заметил, что подол на изображении был украшен геометрическими мотивами, которые видны из-под короткой одежды. Их он атрибутировал как альбу — часть литургического облачения католического священнослужителя.
Василий Григорьевич сделал вывод, что резчиком в качестве примера была использована композиция, которая изображала Христа с предстоящим в молитвенной позе духовным лицом, но при изготовлении иконки изображения были помещены на разные стороны.
Василий Пуцко отметил, что в представленном предмете прослеживается иконография западного происхождения, которая явно связана с искусством крестоносцев. Наиболее вероятно, русским мастером был воспроизведен чужеземный образец, который мог попасть на территорию Руси из Палестины или других земель в начале XIII века.