После того как в 966 году Польша, граничившая с пруссами, приняла христианство, с ее территории начались попытки распространения религии среди язычников. Адам Бременский в 1070-х годах оставил такой отзыв о «самбах» (так он именовал всех пруссов):
Шейная витая гривна
Можно было бы указать многое в нравах этих людей, что достойно хвалы, когда бы только они уверовали во Христа, проповедников которого ныне жестоко преследуют.
Название «Пруссия», как страна пруссов, начало фигурировать в документах папской курии с X века, например, в описи церковных имений римской католической церкви, которые подлежали христианизации. В начале XIII века начались завоевания земель пруссов рыцарями Тевтонского ордена.
В 1997–2003 годах Калининградский отряд Балтийской археологической экспедиции ИА РАН проводил исследования грунтового могильника Альт-Велау. Он расположен к северу от поселка Знаменск Гвардейского района. Экспедиция пришла к выводу об устойчивом сохранении у местного населения древних языческих традиций, несмотря на попытки христианизации.
В ряде женских захоронений на этом некрополе обнаружили массивные ритуальные шейные спиральные гривны типа «тотенкроне» (корона мертвеца). Они были свиты из трех медных проволок. Такие украшения, вес которых достигает трех килограммов, в Европе находили только на территории Калининградской области и приграничных регионов.
Эти гривны, часто с массивными коваными орнаментированными наконечниками, по своей форме напоминают свернувшуюся кольцами змею. Это был священный символ для западных балтов. Ученые предполагают, что гривны надевали на женщин во время свадьбы и погребения.
Под гривнами находились ожерелья из мелких пастовых бусин желтого и зеленого цветов с шаровидными бубенчиками, а иногда с дисковидными и крестообразными подвесками. Медные окислы от шейной гривны законсервировали ткань. Благодаря этому до наших дней сохранился фрагмент наплечного покрывала из льна с широкой каймой.