В дореволюционной России изящным ручным трудом занимались представительницы всех сословий — дворянки, купчихи, мещанки, крестьянки. Обучение различным рукоделиям начиналось дома под руководством мамы или гувернантки.
В учебных заведениях для девочек изучению рукоделия уделялось самое пристальное внимание. Гимназистки учились штопать, вязать крючком и спицами, кроить и шить дамские юбки и платья, вышивать крестом. И это далеко не полная программа курса рукоделия, который изучали на протяжении всех семи лет обучения.
Изящный ручной труд был самым распространённым способом проведения женского досуга. И в купеческих, и в дворянских семьях дурным тоном считалось бездельничать и скучать, томно глядя в окно. Даже в гости друг к другу подруги-соседки приходили «посидеть» с рукоделием. Вышивка крестом настолько прочно вошла в женский быт, что даже снилась дамам. Согласно соннику XIX в. вышивать во сне крестом по канве означало радость и прибыль. Узоры по ткани выводили разными материалами — шелком, шерстью, хлопчатобумажной нитью, бисером, лентами. Вышивкой украшали детали одежды (воротнички, манжеты, бельевые метки и даже домашнюю обувь), чтобы сделать ее более нарядной, подчеркнуть собственную индивидуальность. Девушки расшивали для себя ридикюли, кошельки, монетницы. Разнообразные предметы быта, расшитые цветными узорами (подушечки, салфетки, футляры для курительных трубок, скатерти, рамки для фотографий и другое), прибавляли уюта даже самой скромной домашней обстановке. Иглы, нитки, ножницы, крючки и прочие инструменты рукодельница бережно хранила в специальной шкатулке или несессере.
Развитие текстильной промышленности в России в XIX веке способствовало появлению новых видов нитей, тканей, благодаря чему вышивка стала массовым явление в русской повседневности.
Изящный ручной труд был самым распространённым способом проведения женского досуга. И в купеческих, и в дворянских семьях дурным тоном считалось бездельничать и скучать, томно глядя в окно. Даже в гости друг к другу подруги-соседки приходили «посидеть» с рукоделием. Вышивка крестом настолько прочно вошла в женский быт, что даже снилась дамам. Согласно соннику XIX в. вышивать во сне крестом по канве означало радость и прибыль. Узоры по ткани выводили разными материалами — шелком, шерстью, хлопчатобумажной нитью, бисером, лентами. Вышивкой украшали детали одежды (воротнички, манжеты, бельевые метки и даже домашнюю обувь), чтобы сделать ее более нарядной, подчеркнуть собственную индивидуальность. Девушки расшивали для себя ридикюли, кошельки, монетницы. Разнообразные предметы быта, расшитые цветными узорами (подушечки, салфетки, футляры для курительных трубок, скатерти, рамки для фотографий и другое), прибавляли уюта даже самой скромной домашней обстановке. Иглы, нитки, ножницы, крючки и прочие инструменты рукодельница бережно хранила в специальной шкатулке или несессере.
Развитие текстильной промышленности в России в XIX веке способствовало появлению новых видов нитей, тканей, благодаря чему вышивка стала массовым явление в русской повседневности.
Материалы для рукоделия продавались в специализированных магазинах. Недостатка в схемах для вышивки не было. Они публиковались как в многочисленных специализированных изданиях для женщин («Домашняя портниха», «Белье и вышивки», «Моды и рукоделия», «Журнал для хозяек», «Дамский мир» и другие), так и в обычных популярных журналах для широкого круга читателей.
Схемы для вышивки бережно хранились рукодельницами, перерисовывались у подруг, передавались от матери к дочери. В Музее тверского быта можно увидеть схемы для вышивки крестом из журнала «Родина».