Экскурсионная работа с самого начала была тесно связана с краеведческой деятельностью. В начале XX века начинается разработка школьной экскурсионной методики (Д.Н. Кайгородов, В.В. Половцев, Е.А. Звягинцев и др.). В 1910 г. вышла книга под редакцией Б.Е. Райкова и П.Н. Боча «Школьные экскурсии, их значение и организация». В этой книге были намечены первые принципы школьной экскурсионной методики, дана система учебных экскурсий. Приблизительно в это же время начинают выходить первые периодические издания, изучающие практику и теорию экскурсионного дела: «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей», «Русский экскурсант».
В дореволюционный период в Новгороде основной организацией, занимающейся краеведческой, экскурсионной, научной и просветительской работой, было Новгородское общество любителей древности (1894 г., 1908 г.), а позже к нему присоединилось Новгородское церковно-археологическое общество (1912 г.).
В 1911 г. члены Новгородского общества любителей древности (НОЛД) первыми обратили внимание на необходимость руководства приезжающими в Новгород экскурсионными группами. Был разработан план, по которому прибывающие в город экскурсии сопровождали руководители, знакомые с историей Новгорода и его памятниками. Также была организована «школа гидов» из учащихся старших классов мужских и женских средних школ. Подготовка гидов велась по нескольким направлениям: 1) Древняя иконография и отдельные памятники; 2) Церковь Спаса на Нередице и церковь Федора Стратилата; 3) Памятники Торговой стороны; 4) Софийский и Знаменский соборы; 5) Кремль и обзорная беседа. Первый набор составил 25 человек, в «школе гидов» проводили теоретические и практические занятия.
В 1914 г. НОЛД организовало курсы гидов для учителей народных школ с целью подготовки их к самостоятельному руководству экскурсионными группами.
Деятельность НОЛД стала не только кузницей кадров для набирающего обороты экскурсионного дела и развивающегося краеведения, но также стояла у истоков формирования музейного дела. Новгород занимал ведущее место в изучении истории Древней Руси, что было предопределено объемом и состоянием сохранившихся памятников письменности, архитектуры, живописи и археологическим культурным слоем, он был духовным центром и «дедом городов русских».
Новгород из древнего духовного центра превращается в центр «пролетарского туризма». Управление новгородскими музеями приступает к выполнению поставленной руководством задачи — превращению Новгорода в город-музей.
Представленный Схематический план гор. Новгорода с окрестностями из второго издания путеводителя Новгородского государственного музея «Новгород. План города-музея с указателем» предназначен специально для туристов. На плане отмечены и внесены в указатель необходимые сведения об экскурсионном бюро, гостиницах, столовых, почте, сберкассе, даны примерные варианты маршрутов для туристов, рассчитанные на один, два и три дня пребывания в городе.
План города составлен без соблюдения масштаба, для удобства поиска объектов на плане используется буквенно-цифровая сетка: важные туристические улицы подписаны старыми и новыми названиями, расстояния и другая информация приводятся в указателе.
В дореволюционный период в Новгороде основной организацией, занимающейся краеведческой, экскурсионной, научной и просветительской работой, было Новгородское общество любителей древности (1894 г., 1908 г.), а позже к нему присоединилось Новгородское церковно-археологическое общество (1912 г.).
В 1911 г. члены Новгородского общества любителей древности (НОЛД) первыми обратили внимание на необходимость руководства приезжающими в Новгород экскурсионными группами. Был разработан план, по которому прибывающие в город экскурсии сопровождали руководители, знакомые с историей Новгорода и его памятниками. Также была организована «школа гидов» из учащихся старших классов мужских и женских средних школ. Подготовка гидов велась по нескольким направлениям: 1) Древняя иконография и отдельные памятники; 2) Церковь Спаса на Нередице и церковь Федора Стратилата; 3) Памятники Торговой стороны; 4) Софийский и Знаменский соборы; 5) Кремль и обзорная беседа. Первый набор составил 25 человек, в «школе гидов» проводили теоретические и практические занятия.
В 1914 г. НОЛД организовало курсы гидов для учителей народных школ с целью подготовки их к самостоятельному руководству экскурсионными группами.
Деятельность НОЛД стала не только кузницей кадров для набирающего обороты экскурсионного дела и развивающегося краеведения, но также стояла у истоков формирования музейного дела. Новгород занимал ведущее место в изучении истории Древней Руси, что было предопределено объемом и состоянием сохранившихся памятников письменности, архитектуры, живописи и археологическим культурным слоем, он был духовным центром и «дедом городов русских».
Новгород из древнего духовного центра превращается в центр «пролетарского туризма». Управление новгородскими музеями приступает к выполнению поставленной руководством задачи — превращению Новгорода в город-музей.
Представленный Схематический план гор. Новгорода с окрестностями из второго издания путеводителя Новгородского государственного музея «Новгород. План города-музея с указателем» предназначен специально для туристов. На плане отмечены и внесены в указатель необходимые сведения об экскурсионном бюро, гостиницах, столовых, почте, сберкассе, даны примерные варианты маршрутов для туристов, рассчитанные на один, два и три дня пребывания в городе.
План города составлен без соблюдения масштаба, для удобства поиска объектов на плане используется буквенно-цифровая сетка: важные туристические улицы подписаны старыми и новыми названиями, расстояния и другая информация приводятся в указателе.