Тульский кремль — это памятник русского оборонного зодчества XVI века. Он защищал южные границы Русского государства, был главным крепостным звеном Засечной черты и ни разу не был взят штурмом. Тульский кремль был заложен в 1507 году по указу Великого князя Василия III, отца Ивана Грозного. К 1520 году крепость приобрела сегодняшний белокаменно-кирпичный вид.
Уникальность 500-летнего Тульского кремля в том, что он сохранил свой первоначальный облик средневековой крепости без существенных разрушений. Кремль составляет единый архитектурный ансамбль с ценными образцами зодчества разных эпох и стилей.
В отличие от большинства крепостей, Тульский кремль расположен не на возвышенности, а в низине, окруженной склонами и реками. Это объясняется тем, что в начале XVI столетия ландшафт уже не не играл решающей роли в выборе места для крепости ввиду развития огнестрельного оружия.
Кремль имеет форму правильного прямоугольника и занимает площадь в шесть гектаров. Он был окружен рвом, глубина которого — четыре метра, а ширина — восемь. Через ров к воротным башням перекидывали деревянные мосты. Крепостной ров пришел в негодность в конце XVII века, сегодня он засыпан, и на его месте находится городской Кремлевский сад.
Башни кремля сильно выступают за периметр стен, что позволяло вести фланговый обстрел противника. Всего в Тульском кремле девять башен — четыре круглых глухих угловых: Спасская, Наугольная, Ивановская, Никитская и одна глухая квадратная: На Погребу; и четыре проездных: Одоевские ворота, башни Водяных, Ивановских и Пятницких ворот.
В 1640-х годах завершилось строительство новой линии укреплений — Белгородской засечной черты, в результате чего граница Московского государства отодвинулась далеко на юг и Тула перестала играть роль пограничной крепости.
Пространство внутри кремлевских стен было плотно застроено: здесь располагались осадные дворы. К 1685 году в кремле находилось «всяких чинов людей 72 двора, да 4 двора пустых, 27 мест пустых». На Соборной площади располагался первый каменный собор крепости — Успенский, который упоминается в средневековой Писцовой книге.