В коллекции Шелтозерского вепсского этнографического музея имени Рюрика Петровича Лонина хранится важный предмет быта — щеть для обработки льна и конопли, переданная в музей жителем села Шёлтозеро Александром Павловичем Максимовым (1931–1996).
Процесс обработки льна от уборки до получения готового волокна складывался из следующих этапов: мочение, расстилание, досушка в овинах, мятье, трепание и чесание. Все виды работ выполнялись женщинами. Лен обрабатывали влагой, чтобы волокна легче отделялись от древесинных частей стебля. Мочить лен предпочитали в естественных водоемах — озерах и речках. Как правило, выбиралось тихое, спокойное место (омут, заводь, залив) без быстрого течения, чтобы лен не заносило илом и песком. Выбор места зависел в большей степени от свойств самой воды, которые влияли на качество и окраску льна. Лен, вымоченный в озерах, всегда приобретал белый цвет. Лен, моченный в речках, мог приобрести и другой цвет. В речках с темной водой вымачивали подмороженный лен, чтобы скрыть красноту мерзлых стеблей. Изменялся цвет льна и в воде на красном песке или красной глине. В жесткой воде лен не доходил. При позднем замачивании даже в хорошей воде лен мог синеть. При ранних морозах лен вынуждены были мочить дольше, дожидаясь потепления, а долгое вымачивание уменьшало прочность ткани.