Алексей Михайлович Бонди, актер и драматург. Принадлежит к известному театральному семейству Бонди, члены которого активно участвовали в работе Товарищества артистов, художников, писателей и музыкантов. Сергей Бонди — известный литературовед, исследователь творчества А.С. Пушкина; Юрий Бонди — театральный художник, драматург и педагог, работал в студии В.Э. Мейерхольда; Наталья Бонди (вместе с Алексеем училась в студии у В.Э. Мейерхольда и М.Ф. Гнесина) — пианистка и педагог. На сцене с 1918 года.
Шарж на актера А.М. Бонди
Время создания
1930-е
Место создания
СССР. Ленинград
Размер
14x8,5 см
Техника
бумага, тушь пером
Выставка
11
Открыть в приложении#3
Тамруччи Е.С.
Шарж на актера А.М. Бонди
#2
#4
В преддверии весны 1912 года среди артистической молодежи Петербурга возникла замечательная идея о создании нового театра. Вскоре стало понятно, что вокруг этой идеи собирается целый ряд лиц, обладающих достаточными данными для их взаимного объединения. Среди них — Любовь Дмитриевна Блок, Валентина Веригина, Николай Сапунов, Иван Билибин, Владимир Соловьев, Михаил Кузьмин, семья Адлере, братья Юрий и Сергей Бонди, Владимир Пяст, Н.И. Кульбин и многие другие. Решено было для постановки спектаклей этого нового объединения единомышленников пригласить В.Э. Мейерхольда. За организацию театра взялись А.А. Мгебров и Борис Пронин. Они отыскали в Териоках заброшенную огромную дачу с большим парком, когда-то принадлежавшую американскому посланнику. В этой даче и была устроена театральная коммуна во главе с Мейерхольдом. А назвали себя коммунары весьма своеобразно — «Товарищество актеров, писателей, художников и музыкантов». Начались репетиции, и летний сезон в Териоках ознаменовался несколькими спектаклями и пантомимами, прошедшими с неизменным успехом, и отмеченными петербургской театральной прессой. А осенью В.Э. Мейерхольд, вдохновленный успехами молодых актеров в Териоках, решил открыть свою новую театральную студию. Решение это входило в план создания им Нового театра. Вести занятия в студии он пригласил Ю.М. Бонди, С.М. Бонди, М.Ф. Гнесина и В.Н. Соловьева.
Ю.М. Бонди был не только преподавателем студии Мейерхольда. Он был еще и художником целого ряда спектаклей, постановленных Мейерхольдом по пьесам А. Блока, а также участником журнала «Любовь к трем апельсинам». Ю. Бонди, по воспоминаниям студийцев, был и авторитетным советчиком Мейерхольда во всех вопросах руководства студией. Была в студии еще почетная группа «содействующих», состоящая из видных деятелей искусства и литературы, сочувствующих идеям Мейерхольда. Это были поэты — Александр Блок, Валерий Брюсов, Вячеслав Иванов, Владимир Княжнин, Михаил Кузьмин, Валентин Парнах; композиторы — А.К. Глазунов и А.Н. Скрябин; художники — А.Я. Головин, Б. Григорьев, В.И. Шухаев.
Основная группа учащихся составляла так называемое «ядро», которое было в центре внимания В.Э. Мейерхольда и всей студии, — активно занималось, участвовало в показах и выступлениях. В это ядро входила и группа «гротеска». Вот в этой студии и, в частности, в этой группе и начал заниматься младший из братьев Бонди — Алеша и его сестра Наталья. Группе «гротеска» были свойственны острота сценического рисунка, владение контрастами в исполнении, резкое сочетание трагического и комического.
Вот так, со студии, созданной Мейерхольдом, началась артистическая деятельность А. Бонди.
Учеба на естественном отделении физико-математического факультета в университете, серьезное внимание к музыке (занятия в консерватории и работа в Гатчинском театре миниатюр виолончелистом музыкального трио), и вновь появившееся безудержное увлечение театром, успешно сочетались в жизни А. Бонди до той поры, пока не произошло следующее событие.
В помещении театра Петроградского «Луна-парка» коллектив актеров, возглавляемый В.Э. Мейерхольдом, давал спектакли. В одном из них — в «Ткачах» Г. Гауптмана — 15 мая 1918 года, состоялось первое профессиональное выступление А. Бонди перед публикой в роли тряпичника. Эта первая роль была и первым значительным успехом молодого актера. Затем последовало исполнение ролей в «Ученике дьявола» Бернарда Шоу, «Тяжелых днях» Островского, и «Театре чудес» Сервантеса. Но, вот именно, тот первый успех, выпавший на долю А. Бонди, заставил его сделать решающий выбор. А выбор состоял вот в чем. Еще с раннего детства Алеша мечтал стать биологом и решил серьезно посвятить свою жизнь этой науке. Однако неожиданно возникшая любовь к театру, и этот большой успех, заставили его сделать решающий судьбоносный шаг. С этого времени вся жизнь А. Бонди была навсегда связана с театром. В том же 1918 году он переходит на работу в «Театр-Студию» (бывший Литейный театр), руководимый Н.В. Петровым. Сыгранная здесь роль брата Тимофея в пьесе Маккиавели «Мандрагора» тепло была встречена зрителями.
Жизнь в Петербурге в то время стала и голодной и холодной, и, потому, было принято решение: чтобы как-то сохранить «Театр-Студию», переехать временно, куда-нибудь в центральную Россию. И вот в 1919 году труппа Малого Драматического театра, руководимая Н.В. Петровым, Ю.М. Бонди и Б.Э. Янишевским, переезжает на целый год в Кострому. Сюда же переезжает и вся семья Бонди. Старший, Юрий, режиссер и художник, как уже упоминалось выше, сподвижник и сорежиссер В.Э. Мейерхольда, находясь с театром в Костроме, наряду с другими спектаклями, впервые в стране, поставил пьесу А. Блока «Роза и крест». Этому предшествовала такая история. Еще в начале февраля 1913 года А. Блок читал эту свою новую пьесу в кругу близких ему людей, у себя дома. Среда присутствующих были и братья Бонди. Пьеса произвела тогда на всех большое впечатление, и вот теперь, через шесть лет, перед отъездом в Кострому, Ю. Бонди встречается с А. Блоком и говорит ему о своем большом желании поставить эту замечательную пьесу, на что получает согласие поэта. <…>
С 1923 года начинается новый этап в творчестве Алексея Бонди. Его вступление в театр «Кривое зеркало», а после в Ленинградский и Московский театры Сатиры знаменует собой период работы его в так называемом «малом жанре». Для театра литературных и театральных пародий, каким было «Кривое зеркало», наличие в труппе такого актера как А. Бонди, было счастливой находкой. Небольшие по масштабу роли в руках артиста получали уникальную, филигранную отделку и надолго оставались в памяти зрителей.
Репертуар обоих театров Сатиры — Ленинградского и Московского — строился почти исключительно на советских бытовых комедиях, литературное качество которых было чрезвычайно низкого уровня. Нужно было немало изобретательности, находчивости, чтобы очеловечить довольно ходульные персонажи пьес, сделать их острой карикатурой. В 1926 году А. Бонди выступил в спектакле Ленинградского театра сатиры «Насчет любви». Он играл роль «конферансье». Эта была замечательная издевка над типом пошляка, ведущего эстрадную программу, дерзко переговаривающегося со зрительным залом, безнаказанно отпускающего вульгарные остроты, и Бонда спародировал до издевательства образ такого конферансье. Именно в это время в полной мере проявляется и литературный талант А. Бонди. Он становится автором многочисленных, очень остроумных и тонких по юмору произведений для эстрады, да и не только. В конце 20-х годов на сценах театров юных зрителей с успехом шли три пьесы Бонди: пятиактная пьеса «Изобретатели» и две одноактных — «Экзамен» и «Загадочный багаж». Литературное творчество А. Бонди теперь прочно входит в жизнь артиста. На эстрадах страны исполняются его многочисленные литературные пародии.
Ю.М. Бонди был не только преподавателем студии Мейерхольда. Он был еще и художником целого ряда спектаклей, постановленных Мейерхольдом по пьесам А. Блока, а также участником журнала «Любовь к трем апельсинам». Ю. Бонди, по воспоминаниям студийцев, был и авторитетным советчиком Мейерхольда во всех вопросах руководства студией. Была в студии еще почетная группа «содействующих», состоящая из видных деятелей искусства и литературы, сочувствующих идеям Мейерхольда. Это были поэты — Александр Блок, Валерий Брюсов, Вячеслав Иванов, Владимир Княжнин, Михаил Кузьмин, Валентин Парнах; композиторы — А.К. Глазунов и А.Н. Скрябин; художники — А.Я. Головин, Б. Григорьев, В.И. Шухаев.
Основная группа учащихся составляла так называемое «ядро», которое было в центре внимания В.Э. Мейерхольда и всей студии, — активно занималось, участвовало в показах и выступлениях. В это ядро входила и группа «гротеска». Вот в этой студии и, в частности, в этой группе и начал заниматься младший из братьев Бонди — Алеша и его сестра Наталья. Группе «гротеска» были свойственны острота сценического рисунка, владение контрастами в исполнении, резкое сочетание трагического и комического.
Вот так, со студии, созданной Мейерхольдом, началась артистическая деятельность А. Бонди.
Учеба на естественном отделении физико-математического факультета в университете, серьезное внимание к музыке (занятия в консерватории и работа в Гатчинском театре миниатюр виолончелистом музыкального трио), и вновь появившееся безудержное увлечение театром, успешно сочетались в жизни А. Бонди до той поры, пока не произошло следующее событие.
В помещении театра Петроградского «Луна-парка» коллектив актеров, возглавляемый В.Э. Мейерхольдом, давал спектакли. В одном из них — в «Ткачах» Г. Гауптмана — 15 мая 1918 года, состоялось первое профессиональное выступление А. Бонди перед публикой в роли тряпичника. Эта первая роль была и первым значительным успехом молодого актера. Затем последовало исполнение ролей в «Ученике дьявола» Бернарда Шоу, «Тяжелых днях» Островского, и «Театре чудес» Сервантеса. Но, вот именно, тот первый успех, выпавший на долю А. Бонди, заставил его сделать решающий выбор. А выбор состоял вот в чем. Еще с раннего детства Алеша мечтал стать биологом и решил серьезно посвятить свою жизнь этой науке. Однако неожиданно возникшая любовь к театру, и этот большой успех, заставили его сделать решающий судьбоносный шаг. С этого времени вся жизнь А. Бонди была навсегда связана с театром. В том же 1918 году он переходит на работу в «Театр-Студию» (бывший Литейный театр), руководимый Н.В. Петровым. Сыгранная здесь роль брата Тимофея в пьесе Маккиавели «Мандрагора» тепло была встречена зрителями.
Жизнь в Петербурге в то время стала и голодной и холодной, и, потому, было принято решение: чтобы как-то сохранить «Театр-Студию», переехать временно, куда-нибудь в центральную Россию. И вот в 1919 году труппа Малого Драматического театра, руководимая Н.В. Петровым, Ю.М. Бонди и Б.Э. Янишевским, переезжает на целый год в Кострому. Сюда же переезжает и вся семья Бонди. Старший, Юрий, режиссер и художник, как уже упоминалось выше, сподвижник и сорежиссер В.Э. Мейерхольда, находясь с театром в Костроме, наряду с другими спектаклями, впервые в стране, поставил пьесу А. Блока «Роза и крест». Этому предшествовала такая история. Еще в начале февраля 1913 года А. Блок читал эту свою новую пьесу в кругу близких ему людей, у себя дома. Среда присутствующих были и братья Бонди. Пьеса произвела тогда на всех большое впечатление, и вот теперь, через шесть лет, перед отъездом в Кострому, Ю. Бонди встречается с А. Блоком и говорит ему о своем большом желании поставить эту замечательную пьесу, на что получает согласие поэта. <…>
С 1923 года начинается новый этап в творчестве Алексея Бонди. Его вступление в театр «Кривое зеркало», а после в Ленинградский и Московский театры Сатиры знаменует собой период работы его в так называемом «малом жанре». Для театра литературных и театральных пародий, каким было «Кривое зеркало», наличие в труппе такого актера как А. Бонди, было счастливой находкой. Небольшие по масштабу роли в руках артиста получали уникальную, филигранную отделку и надолго оставались в памяти зрителей.
Репертуар обоих театров Сатиры — Ленинградского и Московского — строился почти исключительно на советских бытовых комедиях, литературное качество которых было чрезвычайно низкого уровня. Нужно было немало изобретательности, находчивости, чтобы очеловечить довольно ходульные персонажи пьес, сделать их острой карикатурой. В 1926 году А. Бонди выступил в спектакле Ленинградского театра сатиры «Насчет любви». Он играл роль «конферансье». Эта была замечательная издевка над типом пошляка, ведущего эстрадную программу, дерзко переговаривающегося со зрительным залом, безнаказанно отпускающего вульгарные остроты, и Бонда спародировал до издевательства образ такого конферансье. Именно в это время в полной мере проявляется и литературный талант А. Бонди. Он становится автором многочисленных, очень остроумных и тонких по юмору произведений для эстрады, да и не только. В конце 20-х годов на сценах театров юных зрителей с успехом шли три пьесы Бонди: пятиактная пьеса «Изобретатели» и две одноактных — «Экзамен» и «Загадочный багаж». Литературное творчество А. Бонди теперь прочно входит в жизнь артиста. На эстрадах страны исполняются его многочисленные литературные пародии.
Наталья Бонди, Виктор Каширников. Январь 2007 г.
#5
СПбГМТиМИ
читать дальшескрыть
Шарж на актера А.М. Бонди
Время создания
1930-е
Место создания
СССР. Ленинград
Размер
14x8,5 см
Техника
бумага, тушь пером
Выставка
11
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться