Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Постоянная экспозиция Дома-музея декабристов»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Шаль

Время создания
вторая половина XIX века
Размер
137x137 см
Техника
шелк, плетение
10
Открыть в приложении
#2
У многих народов слово «шаль» звучит примерно одинаково, так как оно заимствовано из персидского языка.

Интерес к шали в Европе возник после похода Наполеона Бонапарта в Египет. Наполеон привез Жозефине Богарне множество восточных сокровищ, среди которых были кашемировые или, как было принято говорить, кашмирские шали. Благодаря супруге императора шали стали неотъемлемой частью гардероба французских аристократок, быстро распространившись и по всей Европе. И, конечно, в России.

Именно Жозефина оказывала покровительство талантливому портному Леруа, который одевал весь императорский двор и считался творцом новой моды в стиле ампир. Хотя ампирные туалеты, безусловно, были красивы и легки, в них все же было очень холодно. Однако женщины, не желавшие расставаться с нарядами, решили эту проблему и стали носить теплые шали. Платье эпохи ампира, напоминающее об античных временах, и яркая шаль, напоминающая о них же, идеально друг другу подошли.

Шали были различных форм и размеров: длинные, квадратные и даже восьмиугольные. Особенно ценилось искусство драпировки шали. О женщинах того времени чаще говорили, что они «хорошо задрапированы», чем «они хорошо одеты». Авторитетный для того времени дамский журнал заявлял:
#9
Едва ли нам известен лучший способ проверить вкус настоящей леди, чем посмотреть на ее выбор шали и на манеру носить ее.
#10
Шаль была настолько популярна, что в начале XIX века появился танец «па де шаль». Дама должна была начинать каждое движение с вытянутого носка то левой, то правой ноги и одновременно двигать плавно левой и правой рукой с зажатым концом шали. Так она демонстрировала свое изящество, грациозность и хорошую осанку. Эта традиция сохранилась до конца XIX века. Например, в повести «Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского можно прочитать такие строки:
#11
Я сама танцевала с шалью, при выпуске из благородного пансиона мадам Жарни, — так я благородный эффект произвела!
#12
С середины XIX века в России начинают массово производить шали с набивным рисунком, которые были гораздо дешевле тканых. Таким образом, шаль прочно вошла в быт всех слоев русского общества.
#13
Шаль
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Шаль

Время создания
вторая половина XIX века
Размер
137x137 см
Техника
шелк, плетение
10
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%