Эрнста Неизвестного можно назвать одной из ключевых фигур бунтарского и противоречивого XX века, философом монументализма, которого всегда интересовали такие понятия как эволюция мира, история Вселенной, роль человека на земле. Неизвестный — мастер сотворения радикально нового типа скульптуры, который долго не понимали и не принимали его соотечественники.
Склонность к философскому осмыслению мира и категорический отказ вписываться в рамки, установленные советским режимом, позволили Эрнсту Неизвестному проложить свой индивидуальный путь в искусстве. В отличие от многих коллег, которые подчинились условиям жесткого идейного тоталитаризма, Эрнст Неизвестный делал только то, что считал нужным и что ему нравилось.
По словам художника, в детстве он мучительно хотел понять, что такое бесконечность. Пустота пугала, и будущий скульптор пытался представить Вселенную в виде бессчетного количества человеческих тел, которые находятся одно внутри другого. Пространство без конца и края — как такое может быть? Произведение «Сфера в сфере» — эхо детского желания заменить пустоту бесконечной материальной составляющей. Центр скульптуры занимает сфера, напоминающая обезличенную голову. Как и в других работах, художник здесь непринужденно смешивает абстрактные детали с реалистичными — в композиции хорошо видна человеческая рука, крепко сжимающая предмет, похожий на факел.
Попытки представить пустоту не отпускают мастера и в период раннего творчества. Доминанта многих скульптур ваятеля — полое пространство. Один из таких монументов с бесплотной серединой — знаменитый «Цветок Лотоса» на Асуанской плотине в Египте. В более поздний период творчества Эрнст Неизвестный с упоением создает бронзовые скульптуры-метафоры с изображением человеческих тел — экспрессивных, гибких, сюрреалистично-абстрактных.
Мастер умел удивительным образом отливать бронзу. Его бронзовые изваяния выглядят так пластично, как будто их лепили из пластилина. Он сам создавал свои работы, не прибегая к помощи профессиональных литейщиков, потому что в 50-е гг. работал в литейном цеху и хорошо знал все нюансы. Уже тогда он пробовал отливать из металла фигуры. Художник рассказывал, что пробное литье ему некуда было складывать, и он хранил его на балконе своей квартиры.
Бронза Эрнста Неизвестного — пластичная философия. Мастер говорил, что монументальная бронза изумительно подвижна и трепетна. Любая линия и изгиб могут быть воплощены в ней максимально правдиво. Отдавая предпочтение цветному металлу, он не забывал и про другие материалы. Особенно выделял камень как одну из загадок природы. Художник считал, что внутри камня находится душа всей скульптуры. Именно поэтому он нередко создавал композиции, где фигуры частично располагались в необработанных каменных глыбах.
Когда-то Эрнст Неизвестный мечтал о создании 150-метрового здания в виде «дерева жизни», которое ему приснилось в одну из ночей. Этому не удалось осуществиться, но миниатюрная копия мечты скульптора украшает сегодня мост «Багратион» в российской столице. Семиметровое металлическое дерево в форме сердца состоит из нескольких сотен человеческих фигур, среди которых можно увидеть известных личностей современности.
Склонность к философскому осмыслению мира и категорический отказ вписываться в рамки, установленные советским режимом, позволили Эрнсту Неизвестному проложить свой индивидуальный путь в искусстве. В отличие от многих коллег, которые подчинились условиям жесткого идейного тоталитаризма, Эрнст Неизвестный делал только то, что считал нужным и что ему нравилось.
По словам художника, в детстве он мучительно хотел понять, что такое бесконечность. Пустота пугала, и будущий скульптор пытался представить Вселенную в виде бессчетного количества человеческих тел, которые находятся одно внутри другого. Пространство без конца и края — как такое может быть? Произведение «Сфера в сфере» — эхо детского желания заменить пустоту бесконечной материальной составляющей. Центр скульптуры занимает сфера, напоминающая обезличенную голову. Как и в других работах, художник здесь непринужденно смешивает абстрактные детали с реалистичными — в композиции хорошо видна человеческая рука, крепко сжимающая предмет, похожий на факел.
Попытки представить пустоту не отпускают мастера и в период раннего творчества. Доминанта многих скульптур ваятеля — полое пространство. Один из таких монументов с бесплотной серединой — знаменитый «Цветок Лотоса» на Асуанской плотине в Египте. В более поздний период творчества Эрнст Неизвестный с упоением создает бронзовые скульптуры-метафоры с изображением человеческих тел — экспрессивных, гибких, сюрреалистично-абстрактных.
Мастер умел удивительным образом отливать бронзу. Его бронзовые изваяния выглядят так пластично, как будто их лепили из пластилина. Он сам создавал свои работы, не прибегая к помощи профессиональных литейщиков, потому что в 50-е гг. работал в литейном цеху и хорошо знал все нюансы. Уже тогда он пробовал отливать из металла фигуры. Художник рассказывал, что пробное литье ему некуда было складывать, и он хранил его на балконе своей квартиры.
Бронза Эрнста Неизвестного — пластичная философия. Мастер говорил, что монументальная бронза изумительно подвижна и трепетна. Любая линия и изгиб могут быть воплощены в ней максимально правдиво. Отдавая предпочтение цветному металлу, он не забывал и про другие материалы. Особенно выделял камень как одну из загадок природы. Художник считал, что внутри камня находится душа всей скульптуры. Именно поэтому он нередко создавал композиции, где фигуры частично располагались в необработанных каменных глыбах.
Когда-то Эрнст Неизвестный мечтал о создании 150-метрового здания в виде «дерева жизни», которое ему приснилось в одну из ночей. Этому не удалось осуществиться, но миниатюрная копия мечты скульптора украшает сегодня мост «Багратион» в российской столице. Семиметровое металлическое дерево в форме сердца состоит из нескольких сотен человеческих фигур, среди которых можно увидеть известных личностей современности.