Серп представляет собой полукруглый клинок с зазубренным лезвием, который мастера вставляли в цилиндрическую рукоятку. Он являлся традиционным орудием крестьян для уборки зерновых культур, однако иногда, если необходимо было ускорить процесс, серп заменяли косой.
Русские серпы XIX столетия были сравнительно небольших размеров: расстояние от острия клинка до черешка (участка, который входил в рукоятку) колебалось в пределах 21–35 см, ширина средней части клинка находилась в диапазоне от 1,8 до 3,5 см. Высота дуги обычно составляла одну вторую расстояния от острия клинка до черешка.
Серпы различали по форме клинка и зубцов. Зазубрины, благодаря которым стебли растений перепиливались, наносили на лезвие или до закаливания, или после него. В первом случае серпы служили очень долго, так как им можно было давать более прочную закалку. Однако если они тупились, то их заточка становилась делом достаточно сложным.
Во втором случае серпы получались довольно мягкими и быстро тупились. Это объяснялось тем, что на хорошо закаленный металл насечки наносились с трудом. Однако такие серпы было нетрудно затачивать. Серпы изготавливали кузнецы по заказу крестьянок, но чаще их приобретали в деревенских лавочках или на ярмарках.
Серп — старинное орудие земледельца. Его обычно находят при археологических раскопках на территории Европейской России в слоях VI–VII веков. Древнерусские серпы были аналогичны тем, которыми жали русские крестьянки в XIX столетии, но размеры были меньше, в пределах 19–33 см. Меньшей была и высота дуги, которая составляла обычно не половину расстояния от острия клинка до черенка, а треть.
Серп часто упоминался в русском устном поэтическом творчестве. В пословицах, поговорках, загадках обыгрывалась его форма и назначение: «Маленькой, горбатинькой, все поле обошел и под кровельку ушел». С серпами на Руси был связан такой обычай: в день памяти святого Захария Серповидца, который приходился на февраль, крестьянки доставали серпы и кропили их крещенской водой. После этого молились святому Захарию, просили помочь осенью быстро сжать хлеб.
Русские серпы XIX столетия были сравнительно небольших размеров: расстояние от острия клинка до черешка (участка, который входил в рукоятку) колебалось в пределах 21–35 см, ширина средней части клинка находилась в диапазоне от 1,8 до 3,5 см. Высота дуги обычно составляла одну вторую расстояния от острия клинка до черешка.
Серпы различали по форме клинка и зубцов. Зазубрины, благодаря которым стебли растений перепиливались, наносили на лезвие или до закаливания, или после него. В первом случае серпы служили очень долго, так как им можно было давать более прочную закалку. Однако если они тупились, то их заточка становилась делом достаточно сложным.
Во втором случае серпы получались довольно мягкими и быстро тупились. Это объяснялось тем, что на хорошо закаленный металл насечки наносились с трудом. Однако такие серпы было нетрудно затачивать. Серпы изготавливали кузнецы по заказу крестьянок, но чаще их приобретали в деревенских лавочках или на ярмарках.
Серп — старинное орудие земледельца. Его обычно находят при археологических раскопках на территории Европейской России в слоях VI–VII веков. Древнерусские серпы были аналогичны тем, которыми жали русские крестьянки в XIX столетии, но размеры были меньше, в пределах 19–33 см. Меньшей была и высота дуги, которая составляла обычно не половину расстояния от острия клинка до черенка, а треть.
Серп часто упоминался в русском устном поэтическом творчестве. В пословицах, поговорках, загадках обыгрывалась его форма и назначение: «Маленькой, горбатинькой, все поле обошел и под кровельку ушел». С серпами на Руси был связан такой обычай: в день памяти святого Захария Серповидца, который приходился на февраль, крестьянки доставали серпы и кропили их крещенской водой. После этого молились святому Захарию, просили помочь осенью быстро сжать хлеб.