Многие ювелирные украшения XVII столетия изготавливались с использованием таких ювелирных техник, как филигрань (скань) и зернь. Мастера использовали их при создании колец, пуговиц, сережек.
Скань представляла собой технику, которая заключалась в том, что витую или гладкую проволоку из серебра, меди или золота набирали на металлической пластине в соответствии с будущим узором и посыпали измельченным в порошок сплавом. Затем все изделие нагревали до температуры плавления материала, чтобы скрепить все элементы.
Если данный способ использовался мастером для украшения какого-либо другого предмета, то скань называлась накладной, если для создания самостоятельного изделия, например броши, то ажурной. Такие украшения отличались легкостью, поскольку напоминали тонкое кружево.
Скань нередко дополняли зернью. При этой технике серебряные или золотые шарики напаивались на орнамент из филиграни, благодаря чему создавалась особая фактурная игра и изделие смотрелось богаче и наряднее.
С использованием техники зерни изготавливали также браслеты, серьги, кольца и подвески. Часто мастера завершали сережки своеобразной пирамидкой из шариков зерни, которые были скреплены друг с другом.
В России было несколько центров производства ювелирных украшений, в частности сережек, которые активно использовали зернь и филигрань. Так, с древнейших времен скань применяли в Казани. Многие мотивы ювелиров этого региона перенимали впоследствии другие русские мастера. В Вологде существовала традиция делать узоры из мелких сканных колечек. В Великом Устюге ювелиры использовали мотив свернувшегося листа в стремлении к округлой форме.
Мастера использовали разную по толщине проволоку, которая передавала своеобразную игру света и тени. Для сольвычегодских изделий было свойственно изображение стилизованных трав и покрытие эмалью. В таком случае скань выполняла вспомогательный характер.
Экспонат из собрания музея представляет собой так называемые серьги-двойчатки. Они выполнены из серебра с золочением с применением техники накладной скани и дополнительным украшением зернью.
Скань представляла собой технику, которая заключалась в том, что витую или гладкую проволоку из серебра, меди или золота набирали на металлической пластине в соответствии с будущим узором и посыпали измельченным в порошок сплавом. Затем все изделие нагревали до температуры плавления материала, чтобы скрепить все элементы.
Если данный способ использовался мастером для украшения какого-либо другого предмета, то скань называлась накладной, если для создания самостоятельного изделия, например броши, то ажурной. Такие украшения отличались легкостью, поскольку напоминали тонкое кружево.
Скань нередко дополняли зернью. При этой технике серебряные или золотые шарики напаивались на орнамент из филиграни, благодаря чему создавалась особая фактурная игра и изделие смотрелось богаче и наряднее.
С использованием техники зерни изготавливали также браслеты, серьги, кольца и подвески. Часто мастера завершали сережки своеобразной пирамидкой из шариков зерни, которые были скреплены друг с другом.
В России было несколько центров производства ювелирных украшений, в частности сережек, которые активно использовали зернь и филигрань. Так, с древнейших времен скань применяли в Казани. Многие мотивы ювелиров этого региона перенимали впоследствии другие русские мастера. В Вологде существовала традиция делать узоры из мелких сканных колечек. В Великом Устюге ювелиры использовали мотив свернувшегося листа в стремлении к округлой форме.
Мастера использовали разную по толщине проволоку, которая передавала своеобразную игру света и тени. Для сольвычегодских изделий было свойственно изображение стилизованных трав и покрытие эмалью. В таком случае скань выполняла вспомогательный характер.
Экспонат из собрания музея представляет собой так называемые серьги-двойчатки. Они выполнены из серебра с золочением с применением техники накладной скани и дополнительным украшением зернью.