Семейство Дария у ног Александра Македонского
Время создания
1661
Размер
61,3x89,6 см
Техника
резец, дерево
6
Открыть в приложении#4
#2
Лист «Семейство Дария у ног Александра Македонского» Жерар Эделинк создал по живописному оригиналу своего покровителя Шарля Лебрена, художника и теоретика искусства. Картина стала первой из серии «История Александра», которую заказал король Людовик XIV. Она принесла Лебрену дворянство, пожизненную пенсию, титул первого живописца короля и дальнейшие заказы.
#5
«Семейство Дария у ног Александра Македонского». Шарль Лебрен. Источник: commons.wikimedia.org
#6
Сюжет
#7
Сюжет относится к наступательным войнам македонца Александра Великого против Персии. По сообщению историка Арриана, после сражения при Иссе персидский царь Дарий III был разбит и бежал. В брошенном лагере македоняне захватили золото, сына, двух дочерей, жену и мать Дария.
На следующий день после битвы Александр Македонский вместе со своим поверенным Гефестионом отправился поговорить с захваченной семьей царя. Старшая дочь Дария Статира и его мать Сисигамбис выразили царские почести Гефестиону, приняв его за царя — грек был выше ссутулившегося Александра и одет так же. Сисигамбис попросила прощения, а Александр, взяв ее за руку, помог подняться и произнес, указывая на Гефестиона: «Ты не ошиблась, мать; он тоже Александр». Взяв за основу сообщение историка, Лебрен изобразил в центре Сисигамбис у ног Александра, а справа от нее — группу женщин и евнухов, жену Дария с его маленьким сыном, тянущим к Александру руки.
На следующий день после битвы Александр Македонский вместе со своим поверенным Гефестионом отправился поговорить с захваченной семьей царя. Старшая дочь Дария Статира и его мать Сисигамбис выразили царские почести Гефестиону, приняв его за царя — грек был выше ссутулившегося Александра и одет так же. Сисигамбис попросила прощения, а Александр, взяв ее за руку, помог подняться и произнес, указывая на Гефестиона: «Ты не ошиблась, мать; он тоже Александр». Взяв за основу сообщение историка, Лебрен изобразил в центре Сисигамбис у ног Александра, а справа от нее — группу женщин и евнухов, жену Дария с его маленьким сыном, тянущим к Александру руки.
#8
Техника
#9
Фрагмент гравюры
Работа Эделинка — кропотливая и тонкая. Это видно по выделенному фрагменту гравюры размером 5×5 сантиметров — на нем лицо дочери Дария, девушка застыла в страхе перед Александром. Квадрат умещает больше тысячи линий, выполненных резцом по медной доске.
#12
Жерар Эделинк был удостоен должности профессора, королевского гравера, с 1677 года стал академиком, советником и первым рисовальщиком Кабинета короля. Людовик XIV назначил ему пенсию и обеспечил бесплатной квартирой при Мануфактуре гобеленов. Эделинк прожил в Париже до самой смерти.
#10
Об авторе
#11
Фламандец Жерар Эделинк — один из первых крупных мастеров репродукционной гравюры XVII века. До 26 лет он обучался мастерству в родном Антверпене у Гаспара Уйбрехтса и Корнелиса Галле, а в 1666 переехал в Париж. Эделинк предпочитал техники и стили французской школы — чаще всего он работал резцом по меди, у него был тонкий, упорядоченный, линейный штрих, и работал он, как правило, с живописными оригиналами. При этом Эделинк не ставил целью досконально воспроизвести картину. Он предпочитал реконструировать события — исходя из того, как все было или могло быть на самом деле. Репродукционные гравюры Эделинка — самостоятельное и критическое переосмысление чужих полотен, перевод с языка живописи на язык графики.
#13
Ирбитский музей изобразительных искусств
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Семейство Дария у ног Александра Македонского
Время создания
1661
Размер
61,3x89,6 см
Техника
резец, дерево
6
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться