В коллекции Тобольского музея хранится редкая для Русской православной церкви икона «Семь отроков Эфесских». Написал ее неизвестный художник в XIX столетии.
Икона изображает семерых юных христианских мучеников, которые, согласно житию, происходили из города Эфеса на территории современной Турции. Один из них, святой Максимилиан, был сыном градоначальника, шестеро его друзей росли в знатных эфесских семьях. С юного возраста всех их приняли на военную службу.
Максимилиан и его друзья тайно исповедовали христианскую веру, которая в то время была под запретом. Когда в город прибыл римский император Деций Траян, он велел всем жителям приносить жертвы языческим богам, но семь отроков отказались это сделать. Император разгневался и сначала приказал снять с них воинские пояса — это считалось позором. Отроки не отказались от своей веры, и Деций Траян велел замуровать их заживо в пещере за городом. Вход в нее заложили камнями. Два сановника, которые присутствовали при этом, были тайными христианами и, чтобы сохранить память о мучениках, незаметно поместили в пещеру таблички, на которых была описана история семи отроков.
Согласно житию, юноши не погибли от голода и жажды, а заснули чудесным сном, который длился больше двух столетий. Когда их нашли живыми и невредимыми, в город прибыл сам император Феодосий Младший (по другой версии — Феодосий Великий), чтобы лично поговорить с отроками. После беседы с правителем юноши снова заснули — на этот раз до Второго пришествия Спасителя.
На иконе из собрания Архиерейского дома отроки изображены спящими в пещере — полусидя-полулежа, прислонившись друг к другу в безмятежных позах. Все они одеты в свободные штаны и длинные светлые рубахи с широкими рукавами и тонкими поясами. Складки одежды художник наметил белилами, а блики расположил так, что кажется, будто фигуры юношей светятся на фоне темной пещеры. Вокруг голов отроков изображены светло-коричневые нимбы, каждый из них обведен тонкой красной линией. На заднем плане видны деревья и очертания города в рассветных лучах.
Икона изображает семерых юных христианских мучеников, которые, согласно житию, происходили из города Эфеса на территории современной Турции. Один из них, святой Максимилиан, был сыном градоначальника, шестеро его друзей росли в знатных эфесских семьях. С юного возраста всех их приняли на военную службу.
Максимилиан и его друзья тайно исповедовали христианскую веру, которая в то время была под запретом. Когда в город прибыл римский император Деций Траян, он велел всем жителям приносить жертвы языческим богам, но семь отроков отказались это сделать. Император разгневался и сначала приказал снять с них воинские пояса — это считалось позором. Отроки не отказались от своей веры, и Деций Траян велел замуровать их заживо в пещере за городом. Вход в нее заложили камнями. Два сановника, которые присутствовали при этом, были тайными христианами и, чтобы сохранить память о мучениках, незаметно поместили в пещеру таблички, на которых была описана история семи отроков.
Согласно житию, юноши не погибли от голода и жажды, а заснули чудесным сном, который длился больше двух столетий. Когда их нашли живыми и невредимыми, в город прибыл сам император Феодосий Младший (по другой версии — Феодосий Великий), чтобы лично поговорить с отроками. После беседы с правителем юноши снова заснули — на этот раз до Второго пришествия Спасителя.
На иконе из собрания Архиерейского дома отроки изображены спящими в пещере — полусидя-полулежа, прислонившись друг к другу в безмятежных позах. Все они одеты в свободные штаны и длинные светлые рубахи с широкими рукавами и тонкими поясами. Складки одежды художник наметил белилами, а блики расположил так, что кажется, будто фигуры юношей светятся на фоне темной пещеры. Вокруг голов отроков изображены светло-коричневые нимбы, каждый из них обведен тонкой красной линией. На заднем плане видны деревья и очертания города в рассветных лучах.