К 100-летию Алексея Фатьянова вышло его неизданное и малоизвестное.
«В сборник вошли в основном неизвестные стихотворения Алексея Фатьянова (1919–1959), — написано в издательской аннотации, — начиная с самых первых его произведений, а также никогда не издававшиеся ранее драматургия и проза…» Книга вышла, как сказано там же, «…усилиями его родины — Вязниковского района Владимирской области, а также города Оренбурга, где в годы Великой Отечественной войны были написаны знаменитые песни «На солнечной поляночке» и «Соловьи».
В сознании большинства россиян творчество Фатьянова неразрывно связано с музыкой, театром, концертными выступлениями. Как известно, будучи призванным в 1940 году в армию, он попал в Елецкий полк железнодорожных войск Орловского военного округа, где сразу стал участвовать в полковой художественной самодеятельности. Через три месяца он уже режиссер-постановщик Окружного ансамбля Орловского военного округа («Начало своей профессиональной деятельности отношу к дате вступления в ряды Красной армии. Точнее — к началу войны. Только тогда я стал писать много и получал всяческую поддержку и поощрения в гуще красноармейских масс»). Фатьянова даже в действующие войска не пускали — слишком ценили как артиста (попал на передовую только в результате конфликта с композитором Александровым).
Очевидно, что недолго проживший литератор — умер Фатьянов от аневризмы аорты — мыслил свое творческое предназначение гораздо шире. Насколько мы можем сейчас сделать некий вывод-предположение из его творческой биографии, поживи он подольше, скорее всего стал бы драматургом, режиссером, как Марк Розовски.
В сборнике опубликованы поэмы Фатьянова, в слоге которых, как уже сказано выше, ощутима школа Маяковского, но одновременно — фольклорное начало, выражающееся в гуляющей смене ритмов, в разговорной лексике, неточности, а местами даже необязательности рифм. Героиня поэмы «Лирическое отступление» Маруська — любовница Махно — почему-то невольно ассоциируется с Катькой из поэмы Блока «Двенадцать» (хотя она благородных кровей, была гимназисткой, влюбленной в кадета). И в общем и целом все поэмы — это своего рода стихотворные сценарии, по тематике и народности близкие «Теркину» Твардовского, а по артистизму и песенности — Юлию Киму. И неудивительно, что в книгу помимо стихов, поэм и прозы вошла пьеса в стихах «Песня» и сценарий «Мяч победителей».