Военно-санитарные поезда (ВСП) появились в России еще во второй половине XIX века. Их начали активно использовать с развитием железных дорог. Например, в годы Русско-японской войны с их помощью транспортировали более 87 тысяч раненых и больных с Дальнего Востока в глубокий тыл.
Работали военно-санитарные поезда и в годы Первой мировой войны, однако наибольшее количество раненых с их помощью транспортировали в годы Великой Отечественной. В период с 1941 по 1945 год военно-санитарные поезда выступали не просто как средство эвакуации, но как настоящие «госпитали на колесах». Благодаря им удалось спасти сотни тысяч жизней.
В таких поездах проводились операции, оказывалась терапевтическая помощь, проходили занятия лечебной физкультурой. ВСП были оборудованы последними техническими новинками, включая полностью укомплектованные вагоны-операционные, перевязочные, аптеки, склады. Также был отдельный вагон для личного состава поезда и вагон-кухня, где готовили пищу для раненых.
Коллектив каждого военно-санитарного поезда предлагал свои рационализаторские мероприятия — предложения для оптимизации производства, улучшения качества размещения, питания, досуга эвакуируемых раненых и больных. Так, приняли решение размещать на крышах вагонов огороды с зеленью. Курицам и свиньям также нашлось специальное место — под вагонами. При этом в санитарных поездах сохранялась чистота, необходимая для лечения раненых.
Военно-санитарные поезда имели нумерацию, были приписаны к распределительным эвакуационным пунктам (РЭП). Среди них были временные поезда, так называемые санитарные летучки, которые эвакуировали раненых из прифронтовых районов в ближайший тыл на госпитальные базы армий. Помимо временных имелись и постоянные, они эвакуировали из госпитальных баз армий в глубокий тыл.
Постоянных составов было 150, санитарных летучек — 138. Модель военно-санитарного поезда из коллекции музея выполнена в масштабе 1:10. В ней установлены миниатюрные станки для транспортировки раненых и больных бойцов, которые располагались в три яруса. Именно такие вагоны широко использовались в составах военно-санитарных поездов в годы Великой Отечественной войны.
Работали военно-санитарные поезда и в годы Первой мировой войны, однако наибольшее количество раненых с их помощью транспортировали в годы Великой Отечественной. В период с 1941 по 1945 год военно-санитарные поезда выступали не просто как средство эвакуации, но как настоящие «госпитали на колесах». Благодаря им удалось спасти сотни тысяч жизней.
В таких поездах проводились операции, оказывалась терапевтическая помощь, проходили занятия лечебной физкультурой. ВСП были оборудованы последними техническими новинками, включая полностью укомплектованные вагоны-операционные, перевязочные, аптеки, склады. Также был отдельный вагон для личного состава поезда и вагон-кухня, где готовили пищу для раненых.
Коллектив каждого военно-санитарного поезда предлагал свои рационализаторские мероприятия — предложения для оптимизации производства, улучшения качества размещения, питания, досуга эвакуируемых раненых и больных. Так, приняли решение размещать на крышах вагонов огороды с зеленью. Курицам и свиньям также нашлось специальное место — под вагонами. При этом в санитарных поездах сохранялась чистота, необходимая для лечения раненых.
Военно-санитарные поезда имели нумерацию, были приписаны к распределительным эвакуационным пунктам (РЭП). Среди них были временные поезда, так называемые санитарные летучки, которые эвакуировали раненых из прифронтовых районов в ближайший тыл на госпитальные базы армий. Помимо временных имелись и постоянные, они эвакуировали из госпитальных баз армий в глубокий тыл.
Постоянных составов было 150, санитарных летучек — 138. Модель военно-санитарного поезда из коллекции музея выполнена в масштабе 1:10. В ней установлены миниатюрные станки для транспортировки раненых и больных бойцов, которые располагались в три яруса. Именно такие вагоны широко использовались в составах военно-санитарных поездов в годы Великой Отечественной войны.