В Каргопольском уезде Олонецкой губернии одним из самых развитых промыслов был экипажно-колесный. Еще в начале XX века мастеров, которые занимались изготовлением дровень, саней, телег, тарантасов, числилось 115 человек.
В Сергиево-Посадском музее хранятся уникальные выездные расписные сани второй половины XIX века, созданные каргопольскими мастерами. Сани использовали для поездок и катаний в праздничные дни и по особым обрядовым случаям. «Каргополы провожают зиму, развлекаясь каждое воскресенье и праздник катанием в санях по улицам: Каменке и Ивановской, катание начинается вскоре после обеда, т. е. часа в два и продолжается до вечера, часов до шести… Во время масленицы катаются ряда в 4 на протяжении около 2 верст», — писал в середине XIX века этнограф С. Кораблев (его имя не сохранилось).
Сани приобрели во время научной экспедиции в 2003 году. Раньше они находились в старинном селе Прилуки, расположенном на левом берегу реки Онеги в 126 км от Каргополя. Сани имеют традиционную конструкцию на двух деревянных изогнутых полозьях, с высокой спинкой и передней частью. Они декорированы яркой цветочной росписью. В росписи заметно влияние переводной печатной продукции и стилистики фарфора, популярного в середине XIX века.
Рисунок на спинке саней выполнен на зеленом фоне: в трех больших белых фигурных медальонах лепестковой формы изображены вазон и по сторонам от него две корзины с букетами цветов. Букеты составлены из пышных розово-красных роз, многолепестковых садовых цветов и бутонов, крупных зеленых листьев. В росписи органично соединены живописные и графические приемы. Легкость белильных мазков, точность штрихов и контурных обводок, передающих объемы и формы, свидетельствуют о профессионализме мастера, его городском происхождении и образовании.
По именной надписи на спинке саней «Томилова А.Е.» можно предположить, что они были выполнены на заказ и входили в состав приданого зажиточной невесты. Преобладание в росписи пышных розово-красных роз и бутонов не случайно — образ цветущего сада связан со свадебной символикой того времени.
В Сергиево-Посадском музее хранятся уникальные выездные расписные сани второй половины XIX века, созданные каргопольскими мастерами. Сани использовали для поездок и катаний в праздничные дни и по особым обрядовым случаям. «Каргополы провожают зиму, развлекаясь каждое воскресенье и праздник катанием в санях по улицам: Каменке и Ивановской, катание начинается вскоре после обеда, т. е. часа в два и продолжается до вечера, часов до шести… Во время масленицы катаются ряда в 4 на протяжении около 2 верст», — писал в середине XIX века этнограф С. Кораблев (его имя не сохранилось).
Сани приобрели во время научной экспедиции в 2003 году. Раньше они находились в старинном селе Прилуки, расположенном на левом берегу реки Онеги в 126 км от Каргополя. Сани имеют традиционную конструкцию на двух деревянных изогнутых полозьях, с высокой спинкой и передней частью. Они декорированы яркой цветочной росписью. В росписи заметно влияние переводной печатной продукции и стилистики фарфора, популярного в середине XIX века.
Рисунок на спинке саней выполнен на зеленом фоне: в трех больших белых фигурных медальонах лепестковой формы изображены вазон и по сторонам от него две корзины с букетами цветов. Букеты составлены из пышных розово-красных роз, многолепестковых садовых цветов и бутонов, крупных зеленых листьев. В росписи органично соединены живописные и графические приемы. Легкость белильных мазков, точность штрихов и контурных обводок, передающих объемы и формы, свидетельствуют о профессионализме мастера, его городском происхождении и образовании.
По именной надписи на спинке саней «Томилова А.Е.» можно предположить, что они были выполнены на заказ и входили в состав приданого зажиточной невесты. Преобладание в росписи пышных розово-красных роз и бутонов не случайно — образ цветущего сада связан со свадебной символикой того времени.