Первые устройства для кипячения воды были известны еще в древнем мире, но знакомый многим самовар — подлинно русское изобретение.
До конца XVIII века немногие могли позволить себе наслаждаться чаепитием: чай стоил дорого, а цена на самовар (4 рубля 80 копеек) почти вдвое превышала стоимость коровы. Для сравнения, хорошая изба стоила 10, а целый дом — 20 рублей. Однако со временем, когда было налажено серийное производство самоваров, цена на них упала, чай также стал доступнее, и чаепитие вошло в число любимых русских традиций.
Первым крупным производителем-поставщиком самоваров был Пётр Силин. Его завод располагался в Московской губернии, на нем ежегодно «вырабатывали» порядка 3 000 изделий, которыми и обеспечивали Москву со всеми окрестностями. В 1812 году завод был уничтожен пожаром, восстановить производство не удалось.
В 1820-х годах центр самоварного дела переместился в Тулу. В скором времени там уже работало 28 фабрик, с которых каждый год выходило около 120 000 самоваров со всевозможными дополнениями к ним. Как на силинском заводе, так и позже на тульских фабриках изготавливали самовары самых разнообразных фасонов: «ваза», «рюмка», «ампир», «банка», «дуля», «кратер»… При этом никаких различий в устройстве этих изделий не было. Основа каждого самовара — «стенка», куда положено наливать воду для кипячения. Сверху литое кольцо — «круг». Самоварный кран начинается с пластины под названием «репеек», прикрепленной к стенке. Ручка крана (иначе — «ветка»), помимо практического назначения, всегда играла роль особого украшения. Ее старались сделать необычной, подчас вычурной формы. Кроме собственно приспособлений для чая выпускали самовары-кофейники и самовары-кухни с тремя отделениями: для супа, второго блюда и чая. Путешественникам предлагали специальные дорожные варианты.
До конца XVIII века немногие могли позволить себе наслаждаться чаепитием: чай стоил дорого, а цена на самовар (4 рубля 80 копеек) почти вдвое превышала стоимость коровы. Для сравнения, хорошая изба стоила 10, а целый дом — 20 рублей. Однако со временем, когда было налажено серийное производство самоваров, цена на них упала, чай также стал доступнее, и чаепитие вошло в число любимых русских традиций.
Первым крупным производителем-поставщиком самоваров был Пётр Силин. Его завод располагался в Московской губернии, на нем ежегодно «вырабатывали» порядка 3 000 изделий, которыми и обеспечивали Москву со всеми окрестностями. В 1812 году завод был уничтожен пожаром, восстановить производство не удалось.
В 1820-х годах центр самоварного дела переместился в Тулу. В скором времени там уже работало 28 фабрик, с которых каждый год выходило около 120 000 самоваров со всевозможными дополнениями к ним. Как на силинском заводе, так и позже на тульских фабриках изготавливали самовары самых разнообразных фасонов: «ваза», «рюмка», «ампир», «банка», «дуля», «кратер»… При этом никаких различий в устройстве этих изделий не было. Основа каждого самовара — «стенка», куда положено наливать воду для кипячения. Сверху литое кольцо — «круг». Самоварный кран начинается с пластины под названием «репеек», прикрепленной к стенке. Ручка крана (иначе — «ветка»), помимо практического назначения, всегда играла роль особого украшения. Ее старались сделать необычной, подчас вычурной формы. Кроме собственно приспособлений для чая выпускали самовары-кофейники и самовары-кухни с тремя отделениями: для супа, второго блюда и чая. Путешественникам предлагали специальные дорожные варианты.
На Кавказе особенно востребованы были керосиновые самовары. Все они практически исчезли к концу XIX века, хотя изредка их можно было встретить даже в первой половине XX столетия. Не исчезали из домов только классические самовары для чая. К началу Первой мировой войны тульские фабрики производили больше 660 000 самоваров в год.
Идея ставить метки-клейма на деталях самоваров принадлежала кустарям. Оттиски с указанием имени и фамилии мастера, города или села ставили горячим способом. Клеймо получалось неглубоким, но все же придавало изделию индивидуальность. Среди коллекционеров особенно ценятся клейменые экземпляры, их цена зависит от даты изготовления, числа и сохранности оттисков.
Идея ставить метки-клейма на деталях самоваров принадлежала кустарям. Оттиски с указанием имени и фамилии мастера, города или села ставили горячим способом. Клеймо получалось неглубоким, но все же придавало изделию индивидуальность. Среди коллекционеров особенно ценятся клейменые экземпляры, их цена зависит от даты изготовления, числа и сохранности оттисков.