Эти строки из поэмы Александра Сергеевича Пушкина невольно вспоминаются при взгляде на жаровые самовары, представленные в экспозиции музея.
Самовар — один из символов России XIX — начала XX века. Чаепитие из этого знакового предмета отечественного быта того времени, семейное или дружеское, относится к наиболее характерным привычкам наших предков всех сословий.
Самовар — это устройство особой конструкции для кипячения воды и приготовления чая. В отличие от современных, во многом безликих водогрейных приборов, каждый из самоваров по-своему уникален. Несмотря на общность конструкции жаровых самоваров, они различны по форме и размерам, наличию украшений и фирменных клейм.
Самовар из собрания музея — жаровой, «рюмкой с гранями», производства товарищества Тульской самоварной фабрики наследников Баташёва В.С.
Корпус (тулово, стенка) самовара вытянутый, в форме рюмки, с гранями в три колонки, с четырьмя медальонами в форме вытянутого неправильного овала на стенке, с перехватом в верхней части, переходящий в круглый, многоступенчатый поддон с четырьмя фигурными ножками. В верхней части тулова — круг в виде литого кольца, служащего опорой для крышки. Бортик кольца декорирован частым узором в виде миниатюрных полушарий. Внутри тулова расположен жаровой кувшин для размещения топлива — угля, с фигурной решеткой в нижней части. В верхней части тулова — две неподвижные ручки с фигурным каркасом и деревянными рифлеными держаками с выступом в средней части. В нижней части тулова граненая пластина — основание для крепления фигурного крана.
Кран граненый, вытянутой формы, с утолщением к окончанию и фигурным носиком. Крышка круглой формы, многоступенчатая, с круглым отверстием в центре, равным по диаметру расположенной внутри трубе жарового кувшина. На крышке — отдушник для выпуска пара после закипания самовара, с продолговатой крышечкой, имеющей вытянутую миниатюрную ручку. На крышке — две ручки с металлическими полыми цилиндрической формы подшишками. На одной из ручек — деревянный держак — шишка в форме бочонка. На трубу в окончании крышки надета конфорка с тремя группами тройных ажурных отверстий для размещения заварочного чайника.
На крышке клейма: изображение двуглавого орла — свидетельство высокой оценки продукции предприятия на одной из российских торгово-промышленных выставок.
Самовар — один из символов России XIX — начала XX века. Чаепитие из этого знакового предмета отечественного быта того времени, семейное или дружеское, относится к наиболее характерным привычкам наших предков всех сословий.
Самовар — это устройство особой конструкции для кипячения воды и приготовления чая. В отличие от современных, во многом безликих водогрейных приборов, каждый из самоваров по-своему уникален. Несмотря на общность конструкции жаровых самоваров, они различны по форме и размерам, наличию украшений и фирменных клейм.
Самовар из собрания музея — жаровой, «рюмкой с гранями», производства товарищества Тульской самоварной фабрики наследников Баташёва В.С.
Корпус (тулово, стенка) самовара вытянутый, в форме рюмки, с гранями в три колонки, с четырьмя медальонами в форме вытянутого неправильного овала на стенке, с перехватом в верхней части, переходящий в круглый, многоступенчатый поддон с четырьмя фигурными ножками. В верхней части тулова — круг в виде литого кольца, служащего опорой для крышки. Бортик кольца декорирован частым узором в виде миниатюрных полушарий. Внутри тулова расположен жаровой кувшин для размещения топлива — угля, с фигурной решеткой в нижней части. В верхней части тулова — две неподвижные ручки с фигурным каркасом и деревянными рифлеными держаками с выступом в средней части. В нижней части тулова граненая пластина — основание для крепления фигурного крана.
Кран граненый, вытянутой формы, с утолщением к окончанию и фигурным носиком. Крышка круглой формы, многоступенчатая, с круглым отверстием в центре, равным по диаметру расположенной внутри трубе жарового кувшина. На крышке — отдушник для выпуска пара после закипания самовара, с продолговатой крышечкой, имеющей вытянутую миниатюрную ручку. На крышке — две ручки с металлическими полыми цилиндрической формы подшишками. На одной из ручек — деревянный держак — шишка в форме бочонка. На трубу в окончании крышки надета конфорка с тремя группами тройных ажурных отверстий для размещения заварочного чайника.
На крышке клейма: изображение двуглавого орла — свидетельство высокой оценки продукции предприятия на одной из российских торгово-промышленных выставок.