Медный самовар из коллекции Музея истории города Урай был изготовлен на тульской фабрике Стрельникова. Он датирован 1841 годом. Фабрика была основана годом ранее Филатом Стрельниковым, а после его смерти, в 1869 году, переименована в фабрику братьев Стрельниковых, которая просуществовала до 1890-х.
Здесь выпускались самовары различных форм. На музейном экспонате имеются клейма, одно из которых представляет собой портрет Александра I, который занимал престол до 1825 года, другое — Николая I, он наследовал Александру и правил до 1855 года. Кроме того, на поверхности самовара выгравированы надписи «Александр I император и самодержец всероссийский» и аналогичная для Николая I.
По бокам самовара мастер сделал две ручки с деревянными держателями, которые наделил рельефными поперечными полосками. Спереди прибора — традиционный носик. Закручивающий кран в данном экспонате отсутствует.
Самой важной частью самовара является тулово (корпус), зачастую мастера старались придать ему изысканную форму в расчете на богатых покупателей, однако в данном случае была выбрана довольно простая форма. В тулово вливалась вода для кипячения.
Не менее важной деталью считалась специальная полость для топлива, которая находилась в центре корпуса самовара, внутри. Ее называли кувшином или трубой-жаровней. Тульский мастер установил данный самовар на четыре ножки. Помимо этого, он предусмотрел специальную крышку, которой закрывалась цилиндрическая емкость для залива воды.
Первое упоминание самовара в исторических документах датируется 1746 годом, однако назвать точную дату и место его появления невозможно. Существует легенда, по которой он был привезен Петром I из Голландии как диковинное и новаторское приспособление.
Есть и другая версия, согласно которой родиной самовара является даже не Тула, а Урал, а создателем его — тульский кузнец Демидов. Мнения историков расходятся и по поводу названия. В разных регионах Руси аппарат называли по-разному: в Ярославле — «самогар», в Курске — «самокипец», по-вятски же — «самогрей».
Здесь выпускались самовары различных форм. На музейном экспонате имеются клейма, одно из которых представляет собой портрет Александра I, который занимал престол до 1825 года, другое — Николая I, он наследовал Александру и правил до 1855 года. Кроме того, на поверхности самовара выгравированы надписи «Александр I император и самодержец всероссийский» и аналогичная для Николая I.
По бокам самовара мастер сделал две ручки с деревянными держателями, которые наделил рельефными поперечными полосками. Спереди прибора — традиционный носик. Закручивающий кран в данном экспонате отсутствует.
Самой важной частью самовара является тулово (корпус), зачастую мастера старались придать ему изысканную форму в расчете на богатых покупателей, однако в данном случае была выбрана довольно простая форма. В тулово вливалась вода для кипячения.
Не менее важной деталью считалась специальная полость для топлива, которая находилась в центре корпуса самовара, внутри. Ее называли кувшином или трубой-жаровней. Тульский мастер установил данный самовар на четыре ножки. Помимо этого, он предусмотрел специальную крышку, которой закрывалась цилиндрическая емкость для залива воды.
Первое упоминание самовара в исторических документах датируется 1746 годом, однако назвать точную дату и место его появления невозможно. Существует легенда, по которой он был привезен Петром I из Голландии как диковинное и новаторское приспособление.
Есть и другая версия, согласно которой родиной самовара является даже не Тула, а Урал, а создателем его — тульский кузнец Демидов. Мнения историков расходятся и по поводу названия. В разных регионах Руси аппарат называли по-разному: в Ярославле — «самогар», в Курске — «самокипец», по-вятски же — «самогрей».