В «Большой гостиной» представлены разнообразные экспонаты, связанные со светским дворянским чаепитием: утонченный сервиз, изготовленный прославленным Товариществом производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова, изящный овальный стол, выпущенный на одной из фабрик великого мастера-мебельщика Михаэля Тонета, его же знаменитые на весь мир венские стулья и кресла. Во главе чайной коллекции конечно же находится самовар.
Согласно расхожей легенде, самовар привез в Российскую империю Петр I, однако это не так: на самом деле они распространились на русских землях уже после его смерти. Не менее популярно и ошибочное мнение о том, что родиной русского самовара является Тула: в действительности впервые их начали производить в 1740 годах в Западном Приуралье на территории современной Свердловской области. Место производства серебристого самовара, представленного в «Большой гостиной», неизвестно. При этом его вполне современное устройство подсказывает, что он был выпущен в начале ХХ века. Этот самовар состоит из емкости для воды, круга, расположенного в верхней части сосуда и поддона и крана. Также у него имеются традиционные для самоваров значительно отставленные от корпуса ручки: их так располагали, чтобы случайно не прикоснуться к сильно нагретому сосуду.
Одним из главных русских бытовых символов самовар стал постепенно: его популярность росла на протяжении XVIII–XIX веков. За два неполных века самовар сумел полюбиться людям самых разных культурных слоев и сословий. Разумеется, это вызывало техническую эволюцию самовара: менялись качество исполнения, материалы, фасоны. Первоначально для изготовления самоваров использовали медь, позднее на ее место пришла латунь.
Еще в XVIII веке самовары были весьма дорогими, поэтому многие их них на рубеже XVIII и XIX веков были выполнены на высоком художественном уровне. Самовары второй половины XIX — начала ХХ веков стали предметом массовой культуры того времени. Большая их часть собиралась уже промышленным способом из штампованных и литых деталей. Более массовые, тиражные самовары сочетали более низкую стоимость с более простым внешним видом, при этом было бы неправильно утверждать, что они полностью растеряли эстетические свойства.
Согласно расхожей легенде, самовар привез в Российскую империю Петр I, однако это не так: на самом деле они распространились на русских землях уже после его смерти. Не менее популярно и ошибочное мнение о том, что родиной русского самовара является Тула: в действительности впервые их начали производить в 1740 годах в Западном Приуралье на территории современной Свердловской области. Место производства серебристого самовара, представленного в «Большой гостиной», неизвестно. При этом его вполне современное устройство подсказывает, что он был выпущен в начале ХХ века. Этот самовар состоит из емкости для воды, круга, расположенного в верхней части сосуда и поддона и крана. Также у него имеются традиционные для самоваров значительно отставленные от корпуса ручки: их так располагали, чтобы случайно не прикоснуться к сильно нагретому сосуду.
Одним из главных русских бытовых символов самовар стал постепенно: его популярность росла на протяжении XVIII–XIX веков. За два неполных века самовар сумел полюбиться людям самых разных культурных слоев и сословий. Разумеется, это вызывало техническую эволюцию самовара: менялись качество исполнения, материалы, фасоны. Первоначально для изготовления самоваров использовали медь, позднее на ее место пришла латунь.
Еще в XVIII веке самовары были весьма дорогими, поэтому многие их них на рубеже XVIII и XIX веков были выполнены на высоком художественном уровне. Самовары второй половины XIX — начала ХХ веков стали предметом массовой культуры того времени. Большая их часть собиралась уже промышленным способом из штампованных и литых деталей. Более массовые, тиражные самовары сочетали более низкую стоимость с более простым внешним видом, при этом было бы неправильно утверждать, что они полностью растеряли эстетические свойства.