В Техническом центре парка «Патриот» стоит необычная самоходная пушка «Жало». Среди других самоходных орудий она выделяется очень длинным стволом, расположенном в башне на корпусе колесного БТРа.
В Техническом центре парка «Патриот» стоит необычная самоходная пушка «Жало». Среди других самоходных орудий она выделяется очень длинным стволом, расположенном в башне на корпусе колесного БТРа.
«Жало» начали разрабатывать в шестидесятых годах прошлого века. Это была эпоха возрождения ствольной артиллерии после периода увлечения ракетами. Тогда бурно развивались советские воздушно-десантные войска. Десантникам было нужно легкое и эффективное средство борьбы с танками противника. Обычная для сухопутных войск 100-мм пушка МТ-12 «Рапира» весом более трех тонн оказалась слишком тяжелой.
Новая противотанковая пушка получила калибр 85 мм и название «Жало». Пушку разрабатывают сразу в двух вариантах: буксируемом «Жало-Б» и самоходном «Жало-С». Разработку ведет Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения в подмосковном городе Климовск (сейчас микрорайон Подольска), ведущий НИИ в области нового стрелкового оружия и артиллерии.
Заряжание — унитарное, то есть снаряд и заряд пороха в одном корпусе. Поэтому пушку отличает высокая скорострельность — до 20–25 выстрелов в минуту.
«Жало-С» ставят на необычное шасси. Традиционно самоходные орудия СССР получали гусеницы. Но «Жало» размещают на базе новейшего колесного бронетранспортера БТР-70.
Конструкция БТРа уже отработана, то есть не требует времени на проектирование «с нуля» и исправление ошибок. Массовый выпуск — значит, шасси сравнительно дешево.
Конструкция БТР-70 позволяет достаточно легко установить в центральной части машины новую башню с пушкой, нужно только расширить погон башни и усилить крышу. Корпус и ходовая часть остаются прежними.
Спереди — отделение управления, в корме — пара бензиновых двигателей по 120 лошадиных сил. На то время два сравнительно слабых, но массовых двигателя, обходились дешевле, чем разработка мощного дизельного мотора.
Колесное шасси обеспечивает высокую проходимость и скорость до 80 км/ч по шоссе. А водомет в корме — возможность плавать.
Калибр пушки в 85 мм сравнительно невелик — как у средних танков Второй мировой. Поэтому ствол пушки удлинили и сделали гладким, без нарезов. Это позволяет разогнать снаряд до больших скоростей и повысить бронепробиваемость.
Однако растет и отдача пушки. Чтобы отдача не разрушила корпус и не опрокинула машину, ствол снабдили мощным дульным тормозом. Тормоз гасит до 80% отдачи.
В самоходке размещают 30–40 снарядов. «Жало» может стрелять бронебойными подкалиберными снарядами 3БМ31, а также кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами.
В 1975 году построили опытный образец. Самоходная пушка вышла лишь на тонну тяжелее исходного БТР-70 — 12,5 тонн против 11,5 тонн у бронетранспортера.
Но к этому времени бронепробиваемость калибра 85 мм против танков вероятного противника окончательно стала недостаточной, несмотря на все ухищрения конструкторов.
Кроме того, самоходка «в наследство» от БТР получила слишком слабую броню — не толще 8–10 мм у лба корпуса и 6 мм у башни. Для бронетранспортера в целом достаточно такой защиты от пуль и осколков. У самоходной гаубицы, например, 122-мм «Гвоздики», стреляющей с закрытых позиций, броня вдвое толще.
Но «Жалу» пришлось бы стрелять прямой наводкой и бороться с современными танками. К тому же снаряды «Жала» несовместимы с другими пушками, то есть их придется производить отдельно.
Поэтому, несмотря на все вероятные достоинства, «Жало» прошла испытания, но так и осталась в единственном экземпляре. Новая противотанковая пушка «Спрут» получает калибр уже 125 мм, как у основных советских танков.
Сейчас уникальную самоходную пушку «Жало» можно увидеть в Техническом центре парка «Па