Когда Николай II и члены его семьи отправились в тобольскую ссылку, большую часть посуды и кухонной утвари для них прислали из Царского Села. В их числе были скатерти и столовые салфетки. Одна из них хранится сейчас в коллекции Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника.
Вся поверхность салфетки украшена узором, который выткали на фабрике ручным способом. В середине фона расположился герб Российской империи, а по углам — монограмма Николая II: корона, а под ней буква Н и латинская цифра II. Эти элементы указывают на то, что столовое белье было выпущено по особому заказу, специально для семьи последнего российского императора. Остальной узор выполнен в виде переплетенных стеблей и листьев.
Прямоугольную салфетку изготовили из поплина — плотной и мягкой ткани, которую начали производить еще в XIV веке при дворе Папы Римского. Отсюда и произошло ее название: в некоторых иностранных языках это слово означало «папский».
Поплин ткали из нитей разной толщины: основа была более мягкой и тонкой, уток — плотным. Такое переплетение образовывало на поверхности полотна мелкий рубчик. В России такая ткань появилась только в XVIII столетии, но быстро стала популярной. Из нее шили дамские платья, мужские рубашки, постельное белье, скатерти. Чаще всего эта ткань состояла из шелковых волокон. Однако на салфетки для императорской семьи пошло полотно из тонкого льна.
Столовую салфетку, которая хранится в Музее семьи Николая II, передал в собрание Тобольского губернского музея полковник Евгений Кобылинский. С марта 1917 года он служил начальником царской охраны, вместе с императорской семьей отправился в Тобольск. Там он подружился с Романовыми и заслужил доверие Николая II. Гувернер цесаревича Алексея Пьер Жильяр вспоминал о Кобылинском как о «лучшем друге» опального императора.
После отъезда царской семьи в Екатеринбург Евгений Кобылинский остался в Тобольске. Губернский комиссар Василий Пигнатти, который в то время исполнял обязанности консерватора Тобольского музея, помог ему передать в коллекцию предметы, которые принадлежали императорской семье.
Вся поверхность салфетки украшена узором, который выткали на фабрике ручным способом. В середине фона расположился герб Российской империи, а по углам — монограмма Николая II: корона, а под ней буква Н и латинская цифра II. Эти элементы указывают на то, что столовое белье было выпущено по особому заказу, специально для семьи последнего российского императора. Остальной узор выполнен в виде переплетенных стеблей и листьев.
Прямоугольную салфетку изготовили из поплина — плотной и мягкой ткани, которую начали производить еще в XIV веке при дворе Папы Римского. Отсюда и произошло ее название: в некоторых иностранных языках это слово означало «папский».
Поплин ткали из нитей разной толщины: основа была более мягкой и тонкой, уток — плотным. Такое переплетение образовывало на поверхности полотна мелкий рубчик. В России такая ткань появилась только в XVIII столетии, но быстро стала популярной. Из нее шили дамские платья, мужские рубашки, постельное белье, скатерти. Чаще всего эта ткань состояла из шелковых волокон. Однако на салфетки для императорской семьи пошло полотно из тонкого льна.
Столовую салфетку, которая хранится в Музее семьи Николая II, передал в собрание Тобольского губернского музея полковник Евгений Кобылинский. С марта 1917 года он служил начальником царской охраны, вместе с императорской семьей отправился в Тобольск. Там он подружился с Романовыми и заслужил доверие Николая II. Гувернер цесаревича Алексея Пьер Жильяр вспоминал о Кобылинском как о «лучшем друге» опального императора.
После отъезда царской семьи в Екатеринбург Евгений Кобылинский остался в Тобольске. Губернский комиссар Василий Пигнатти, который в то время исполнял обязанности консерватора Тобольского музея, помог ему передать в коллекцию предметы, которые принадлежали императорской семье.